Звуки, буквы Д, д. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки, и буква Д Список использованной литературы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1551

СЗОУО г.Москвы

Конспект урока на тему

«Звуки Д, Дь. Буква Д»

подготовила

учитель-логопед

Юдина Евгения Анатольевна

г. Москва

2014

Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д. Цели:

    Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.

    Развивать у детей фонематические процессы.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Оборудование: Предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звуки Д и Дь, кукла Кузя, схема для характеристики звуков, цветные фишки для звукового анализа слогов, слов и составления схем, мяч, изображение буквы Д, картинки со слогами, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент: Игра в мяч «Назови первый звук в слове» Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Давайте поиграем, сделаем полукруг. Я буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч. 2.Объявление темы: Раздается стук из шкафа. -Ой, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (появляется домовенок Кузя) Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами? Дети отвечают. Логопед: -Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, дом, дерево, дятел, девочка). - Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь. -Молодцы! А теперь садимся на свои места. 3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесите звук Д, подумайте, какой он.

Почему он согласный? (воздух встречает преграду)

Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)

Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)

Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой? Согласный? Звонкий? Он тоже твердый? Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)

4.Связь звука и буквы . Звуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер «Азбука фантазёров»)

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Черняева «Азбука-запоминайка»)

5.Чтение слогов.

Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано (на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.

6.Звуковой анализ слогов, слов.

Давайте составим схемы этих слогов. (Дети выходят к доске)

Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки. Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:

Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом ( составленными под углом ладонями имитируем крышу дома )
Много зелени кругом ( разводим руки в стороны, показывая как много зелени )
Вот деревья, вот кусты ( соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик )
Вот душистые цветы ( складываем ладошки в виде чаши )
Окружает все забор ( пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию )
За забором – чистый двор ( гладим руками воздух )

Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах. Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит. Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем! Физминутка «Цветочек» (веселая логоритмика Е.Железнова с инструкцией автора). Отдохнули, возвращаемся на свои места. 7.Составление схемы слов «дым», «день». Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему. 8.Деление слов на слоги. -Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок. Молодцы!

9.Письменное задание (дополнительное).

Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.

Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.

10.Итог.

О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.

Кузя:

Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!

Молодцы. Наше занятие закончено.




Д




Список использованной литературы


1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 160 с.

Картинку в книге рассмотрите и о Додоне текст прочтите.

Дети читают рассказ по предложениям, объясняя смысл каждого предложения. Отвечают на вопросы.

Где сидит Додон?

На каком инструменте он играет?

Как звучит дудка?

Итог занятия.

Вот уже конец пути:

В гости мы смогли дойти!

Дети получают от Додона сюрприз: раскраску его дома.

ЗАНЯТИЕ № 70

Тема: буквы Д, д (закрепление).

Цель: закрепить звуки [д], [дь] и буквы Д, д; формировать навык письма букв Д, д, слогов и слов с ними; обучать звуко-буквенному анализу слов; упражнять в подборе родственных слов; уточнить употребление предлогов под, из-под, над; обучать составлению предложения по схеме; развивать мышление.

Оборудование: изображение дерева, предметные картинки, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Да - нет» (См. конспект № 66).

Логопед загадывает букву Д.

2. Повторение характеристики звуков [д], [дь].

Расскажите о звуках [д], [дь].

3. Дифференциация звуков [д], [дь].

Понравилось и Юпику в саду у Додона. Он нарисовал чудо-дерево, а на нем плоды необыкновенные, чудесные.

На дереве висят картинки. Дети называют изображения: дом, дикобраз, дверь, дупло, Дед Мороз, дельфин.

Доскажите словечко по картинкам Чудо-дерева.

Дети досказывают словечко и определяют, какой звук в слове - [д] или [дь].

Тили-бом, тили-бом

Загорелся кошкин... (дом).

Ежик вырос в десять раз,

Получился... (дикобраз).

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе... (дупло).

Кто подарки нам принес?

Это добрый... (Дед Мороз).

В этом доме, ты поверь,

Заперта надежно... (дверь).

Любит плавать, как пингвин,

Добрый, ласковый... (дельфин).

Письмо.

а) Письмо букв Д, д.

б) Письмо слогов по слуху: да, до, ди, ду, ды.

в) Письмо слов. Работа по пособию (с. 24).

Над чем задумался Юпик?

Собери два слова из «рассыпанных» букв (мода, дома). Запишите эти слова.

При письме слова дома логопед обращает внимание на безудар­ную гласную О.

Чтобы не сомневаться, какую гласную писать, надо позвать на помощь ударение. В слове дом ударение показы­вает, какую гласную надо писать в слове дома. Какую?

Рассмотрите картинку с изображением рыбы. Как на­зывается эта рыба? (Сом.) Если между буквами стоит знак равенства, то вместо одной буквы следует читать другую бу­кву. Какое слово получается? (Дом.) Запишите его.

Ребус «дочка» отгадывают устно.

Слева от рисунка «бочка» стоит запятая, это значит, что первый звук не произносится. К букве Д добавьте остав­шуюся часть слова. Какое слово получилось?

г) Решение кроссворда.

Что идет из трубы?

Кроссворд составлен из слов - родственников слову дым. Какие это слова? Запишите эти слова в кроссворд. (Дым, дымок, дымит.)

Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

а) «Девочки и мальчики...» (см. конспект № 55).

б) Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки,

Вздохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Формирование лексико-грамматического строя речи (с. 25).

а) Знакомство с предлогами под, из-под.

Раз-два-три!

На летающей тарелке

К друзьям-гномикам лети.

Посмотрите на гномиков в левом верхнем углу страни­цы. Один гном всегда чем-нибудь прикрывает голову. Он ходит под зонтом, под. листиком... . Как его зовут?

Маленькое слово под - предлог. Мы говорим его тог­да, когда один предмет находится ниже другого предмета.

Второй гном тоже прикрывал голову, но любил выгля­дывать из-под зонта, из-под листика, … .Как его зовут?

Маленькое слово из-под - предлог. Мы говорим его то­гда, когда предмет, находящийся ниже другого предмета, совершает действие: выглядывает, вылезает, выходит и т.д.

б) Составление предложения по схеме с использованием картинки.

Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в пред­ложении?

Прочитайте предлог.

Рассмотрите картинки: «Куда спряталась кошка?» Со­ставьте предложение о кошке по схеме.

Аналогичные задания предлагаются по предлогу из-под. Логопед делает вывод о предлогах под и из-под.

в) Знакомство с предлогом над.

Посмотрите на летящего гномика. Он любит летать на шарах над лесом, над полем, … . Как его зовут?

Маленькое слово над - предлог. Мы говорим его тог­да, когда один предмет находится выше другого предмета.

Рассмотрите схему предложения. Сколько в нем слов? Прочитайте предлог. Составьте предложение по схеме, ис­пользуя картинку.

Логопед делает вывод: «Над - предлог, стоит отдельно от дру­гих слов».

Итог занятия.

Игра «Делай, как я». Логопед демонстрирует положение и движение рук. Дети повторяют эти движения.

Скажите, где находятся наши руки?

Над головой.

Над столом.

Под столом.

Откуда достали руки?

Из-под стола.

Эти предлоги не забывайте. Правильно их употребляйте.

ЗАНЯТИЕ №71

Тема: звуки [т], [ть] - [д], [дь], буквы Т - Д.

Цель: учить дифференцировать звуки [т], [ть] - [д], [дь] по звонкости-- глухости на слух, при чтении и на письме; закрепить написание парных звонких и глухих согласных Т - Д на конце слова; формировать навык чтения рассказа; развивать мышление.

Оборудование: индивидуальные карточки, флажки, каран­даши, картинки (куклы) «Девочка» и «Мальчик», «рас­сыпанные» буквы, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

У детей индивидуальные карточки с предлогами из-под, под, над.

Прочитайте предлог. Придумайте предложение с этим предлогом.

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы познакомимся с двумя детьми. Узнайте, как их зовут. Их имена «рассыпались».

ТОМА ДИМА

Назовите первые буквы в их именах. Какие звуки они обозначают?

Сегодня мы научимся их различать.

3. Сравнительная характеристика звуков [т], [ть] - [д],[дь].

Тома и Дима решили провести соревнование. Они ка­питаны, а вы их команды. Первый ряд - команда Томы, второй ряд - команда Димы. Победит та команда, которая наберет большее количество флажков.

Первое задание (с. 26).

Команда Томы, посмотрите на вагон. Вспомните, как стучат колеса? Расскажите о звуках [т], [ть].

Команда Димы, скажите, как стучит дятел? Расска­жите о звуках [д], [дь].

Чем похожи звуки [т], [ть] - [д], [дь]? Чем они от­личаются?

Логопед подводит итог выполнения первого задания и выдает флажки каждой команде.

4. Дифференциация звуков [т], [ть] - [д], [дь].
а) Игра «Эхо». Второе задание.

Повторите слоги, как эхо.

Логопед поочередно дает командам слоговые ряды для воспроизведения:

та -да -да -та ту - ту - ду - ду

ди - ди- ти - ди до - то - до - то

ты - ды - ты - ды де - те - те - де

Командам выдаются флажки.

б) Дифференциация звуков [т], [ть] - [д], [дь] на слух.

Рассмотрите картинку. Команда Томы, найдите слова со звуками [т], [ть], команда Димы, найдите слова со зву­ками [д], [дь].

Команда, назвавшая по картинке все слова, получает флажок.

А что есть еще в вашем доме с этими звуками?

Команда, назвавшая большее количество слов, получает фла­жок.

5. Упражнение в произношении звуков [т], [ть] - [д], [дь] в пословице.

Послушайте пословицы.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Почему так говорят?

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Почему так говорят? Произнесите пословицу, выделяя голосом звуки [т], [ть] - [д], [дь]. Чья команда произ­несет пословицы отчетливее?

Команды получают флажки.

6. Выделение звуков [т], [ть] - [д], [дь] из состава бслова.

Найдите картинку с изображением дерева.

Назовите остальные картинки.

Проведите дорожки от картинок к схемам слов.

Логопед проверяет правильность выполнения задания и выдает флажки.

Физминутка.

а) Выполнение движений с речевым сопровождением.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся!

Руки в стороны, вперед,

В кулачок и на бочок.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди!

Да смотри не упади!

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый,

б) «Дует ветер» (см. конспект № 53).

Сегодняшний урок начинается с очень нужных и важных слов:

Д ом

Д ети

Д ружба

Д обро

Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д (рис. 1). Тема этого урока: «Буква Д и звуки, которые она обозначает».

Рис. 1. Буква Д ()

У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:

2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′] , а какие - с твёрдым [д] .

Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.

Враждовать - д ружить (твёрдый звук [д] )

Безделье - д ело (мягкий звук [д′] )

Ночь - д ень (мягкий звук [д′] )

Нет - д а (твёрдый звук [д] )

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей…

Много сказок знает он -

Мой летающий дракон.

Владимир Степанов

А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».

Крокод ил - в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).

Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем ()

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).

Д юймовочка - мягкий звук [д′] в начале слова.

Рис. 4. Дюймовочка ()

Мой вопрос совсем нетрудный,

Он - про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Гуд вин - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).

Что у попа за работник:

И повар, и конюх, и плотник,

В няньках с ребёнком сидит,

Чертям верёвкой грозит,

С чертёнком на спор соревнуется?

Чей образ сейчас вам рисуется?

Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Балд а - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).

У звуков [д] и [д′] есть особенность - они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′] . Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются , т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.

Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Дд

Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках (рис. 8).

Рис. 8. Буква Д ()

На что похожа буква Д ?

Этот домик - буква Д .

В домике окошко,

Из трубы идёт дымок,

А в окошке - кошка (рис. 9).

Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л .

Чтобы лучше запомнить букву Д , слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д . Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.

А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.

Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь - и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки - о дороге…

Прочитайте слова парами:

д ом - д ым

р от - р од

Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?

А теперь прочитайте слова в транскрипции:

[д ом] - [д ым]

[рот ] - [рот ]

В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце - глухо, как звук [т] . Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать

Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).

Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд ()

Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).

Рис. 11. Письменная буква Д ()

Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.

При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.

Теперь напишем маленькую букву д . Строчная буква д состоит из двух элементов - овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у . Строчную букву д можно написать двумя способами.

Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).

Рис. 12. Написание строчной буквы д ()

Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м , л , я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р , н и другие.

Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у . Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д . Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.

Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д , которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д] . Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′] .

Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро . Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: д умать , д елать , д обиваться . Пусть эти слова живут с вами.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
  1. Nsportal.ru ().
  2. Sites.google.com ().
  3. Ped-kopilka.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Д . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Дд (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква Д обозначает твёрдый звук [д] .

Парад , д рова, д ерево, д орога, д еньги, чуд о.

  • Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

Елена Наследова
Конспект НОД звуки [Д] - [Д’]. Буква «Д»

ЗВУКИ [Д] - [Д’] . БУКВА Д

Цели :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить произношение звуков [Д] - [Дь] ;

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Обучать звуковому анализу слов ;

Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;

Развитие мелкой моторики рук, дикции.

Коррекционно-воспитательные :

Аккуратность.

Оборудование : предметные картинки, индивидуальные схемы, тетради, ручки,

Х о д з а н я т и я

I. Орг. Момент

Пальчиковая гимнастика :

«Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд : Десять крепеньких ребят. Эти два - всему указки. Все покажут без подсказки. Пальцы - два середнячка, Два здоровых бодрячка. Ну, а эти-безымянны, Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки, Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них, Два больших и удалых.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5. Постучать язычком за верхними зубами д-д-д-д Упражнения : «Лошадки» , «Моляр» , «Качели» .

2. Знакомство со звуками [Д] - [Дь]

На когтях, а ствол сосновый влез монтер красноголовый.

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит

Послушайте, как звучит дятел : д-д-д-д - дь-дь-дь-дь

Какой фишкой мы обозначим каждый звук ?

Дети : Звук [Д]-согласный , твердый, звонкий, обозначаем синий фишкой;

Звук [Дь]-согласный , мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой

3. Фонематическое восприятие

Повторите : Дятел дерево долбил,

всех он стуком разбудил.

Дед Данила делил дыню :

дольку – Диме, дольку – Дине.

4. Дифференциация звуков [Д] , [Дь]

Игра «Сигнальщики» .

Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д] , [дь].

Синюю фишку поднимаем, когда слышим [д], а зеленую когда слышим звук [дь]

Слова :

дуб долбит

дерево сидит

дятел доктор

дупло разбудил

Выделение звуков [д] , [дь] из состава слова.

Драконы над лесом пролетали, стук дятла услыхали, На полянку тихо сели и решили поиграть : Слова со звуками [д] , [дь] назвать.

Синий дракон называл слова со звуком [д] .

Зеленый дракон называл слова со звуком [дь] .

Помогите драконам подобрать слова к схемам.

5. Звуковой анализ

Дятел отстучал нам стих, но в конце его притих.

Ну-ка, дятлу помогите – в стихе слово доскажите.

Вот папа гриб, а сын – грибок.

Вот папа – дуб, а сын - (дубок) .

Составьте схему слова «дубок»

III. Ф и з м и н у т к а

Только в лес мы зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки за голову кладем и вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста – выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и в гнездо его кладём

IV Закрепление

1. Знакомство с буквами Д .

На что похожа буква «Д» ?

Из каких элементов составлена буква «Д» ?

Сколько элементов?

Прочитайте букву . Посмотрите, как можно изобразить букву «Д» с помощью пальцев рук. Постройте и вы также.

Печатание буквы «Д» , «д» в тетради.

Скороговорки : «Два дровосека, два дровокола, два дроворуба» . «Дарья дарит Дине дыни» . «До города дорога в гору, от города с горы» .

Оценивается деятельность детей.

Список используемой литературы :

1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. -М.: «Мозаика –Синтез» , 2006.-96с.

2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий) .- М.: «Гном» 2001г., 79с

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните установку речевого аппарата для этих звуков. Сделайте тренировочные упражнения для языка.

Поочередно, следя за чистотой и верностью звучания, про­износите:

Д -Т Д-Т Д-Т ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Д, Т и ДЬ, ТЬ в слогах:

ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДЭ – ТЭ ДЕ – ТЕ ДЭТ – ДЕТЬ

ДА – ТА ДЯ – ТЯ ДАТ – ДЯТЬ

ДО – ТО ДЁ – ТЁ ДОТ – ДЁТЬ

ДУ – ТУ ДЮ – ТЮ ДУТ – ДЮТЬ

ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТ

ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭТ

ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТ

ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТ

ДУ – ДУ – ДУ – ДУ – ДУТ

ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫТ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТЬ

ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕТЬ

ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯТЬ

ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁТЬ

ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮТЬ

У п р а ж н е н и е 3.

Тренируйте различие звонкого Д и глухого Т в словах:

ДАЧКА- ТАЧКА

ДОН - ТОН]

ДОЧКА- ТОЧКА

ДУШ – ТУШЬ

КАДУШКА - КАТУШКА

ДЕЛО-ТЕЛО

ДЕНЬ-ТЕНЬ

ДРАП- ТРАП

У п р а ж н е н и е 4.

Тренируйте звуки ДЬ и ТЬ в словах, внимательно следите, чтобы не было «цоконья» и «дзяканья».

ТИНА ТЕРЕМ ПУСТЯК ТЮЛЬПАН

КАРТИНА УТЕХА ТЯГА ТЮЛЕНЬ

ТИШИНА КАНИТЕЛЬ КОТЯТА ТЮЛЬ

НЕВИДИМКА ТЕСТО ОКТЯБРЬ ДЮНЫ

СЕДИНА ДВЕРИ ДЯТЕЛ ДЮЖИНА

ДИВО КАДЕТ ДЯДЯ ДЮШЕС

Упражнение 5.

Тренировка Д и Т, ДЬ и ТЬ в текстах.

Терпенье и труд всё перетрут.

Безделье - мать всех пороков.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Огонь - беда и вода - беда, а пуще беды - и без огня и без воды.

Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева.

На улице деготник - мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей.

В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом да редечка так.

Каждый день идет там диво.

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

А. Пушкин

Северный ветер дышал стужей в темные окна домов.

А. Толстой

Говорила она на южном диалекте - часто делала непра­вильные ударения (поняла, заняла) и произносила звук «г» придыхательно.

Ф. Гладков

Жить,- даже и не будучи влюбленным,- славное занятие.

М. Горький

На другой день народу в театре было видимо-невидимо.

А. Макаренко

Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё.