Виды и формы методической работы преподавателя. Основные направления научно – методической работы Виды организации методической работы учителя

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, Н.Е. Эрганова относит :

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении показаны в приложении 1 .

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.

Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.

Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса . Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.

Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе :

1) изучение и разработка учебно-методической документации;

2) повышение качества учебно-воспитательной работы;

З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Первое направление охватывает:

· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);

· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;

· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;

· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;

· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает:

· проведение и анализ открытых уроков;

· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;

· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;

· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:

· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;

· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;

· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;

· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;

· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.

Таким образом, методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

Также к формам коллективной методической работы Л.П. Ильенко относит :

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся :

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К активным формам организации методической работы относятся:

1) дискуссия. Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

2) методический ринг. Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа). Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:

· применение игровых заданий;

· использование активных форм обучения;

· организация группового взаимодействия учащихся;

· повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.;

3) методические посиделки. Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения - круглый стол;

4) методический диалог. Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Форма проведения - круглый стол. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме;

5) деловая игра. Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий;

6) тренинг. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара;

7) педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата;

8) методический мост. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания;

9) мозговой штурм. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме;

10) решение педагогических задач. Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности;

11) методический фестиваль. Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Таким образом, методическая работа в учреждении профессионального образования во всем многообразии её видов и форм, представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

инновационный экономический колледж преподаватель

Система организации методической работы
как фактор повышения качества образования

Методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. В Российской педагогической энциклопедии (1993г.) М. М. Поташник дает такое определение: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели её - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов» .

В условиях модернизации российского образования роль методической работы постоянно возрастает, т.к. особенно актуальной становится проблема использования новых педагогических технологий, приемови форм обучения и воспитания. Правильное определение целей и задач методической службы обеспечивает выбор оптимального содержания и форм организации работы с педагогическим коллективом.

Основные направления методическойработы в школе

· Организация и координация работы членов научно-методических объединений по проблемам образовательной деятельности школы, повышения уровняквалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.

· Обеспечение условий непрерывного профессионального мастерства учителя.

· Оказание помощи учителям в работе по самообразованию.

· Информационное обеспечение образовательного процесса .

· Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и анализ их деятельности в научно-исследовательской и поисковой работе.

· Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед учебным заведением.

Формы методической работы

1. Педагогический совет

Одной из распространённых форм методической работыявляется педагогический совет. На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания, заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты. В подготовке педагогических советов участвуют все методические объединения, психолого-педагогическая служба. Формы проведения педагогических советов самые разнообразные. Наряду с традиционными, используются такие активные формы, как работа в творческих группах, деловая игра, диалоговое общение, анализ, обсуждение результатов анкетирования, дискуссия.

2.Методический совет

Ведущая роль в управлении методической работой в школе принадлежит методическому совету. Методический совет – совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Работа Совета осуществляется на основе годового плана.

Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Определяет вопросы для рассмотрения на методических объединениях, совещаниях, разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов в школе.

3.Предметное методическое объединение учителей

а) повышение уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний;
б)внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;

в)обсуждение наиболее трудных разделов и тем новых программ и учебников;
г)оценка результатов работы по ним;
д) разработка и апробирование обучающих и контролирующих компьютерныхпрограмм, оценка их эффективности и результативности;
е) подготовка тематики и видов творческих, контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ.

Работа методического объединения осуществляется по плану.

Особое внимание в работе МО и администрация школы уделяет совершенствованию форм и методов организации урока.

Необходимо отметить, что система работы МО развивается от использования традиционных форм и направлений к таким формам работы, которые позволяют учителю работать, внедряя новые технологии обучения. В учебно-воспитательном процессе целенаправленно моделируются и апробируются гуманно-личностные педагогические технологии, направленные на саморазвитие личности, на изменение позиции ученика в учебно-воспитательном процессе (из объекта в субъект обучения): проблемное обучение, разноуровневое обучение, групповые формы работы, проектные методы работы, игровые методы обучения, здоровьесберегающие технологии.

Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач обучения и воспитания.

4.Проблемные теоретико-практические семинары

Сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность учителей. Содержанием работы проблемных семинаров могут стать современные педагогические теории. Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги.

5. Творческие группы

Педагоги школы творческие, ищущие личности. С целью более глубокого изучения вопросов обучения и воспитания в школе создаются проблемные (творческие) группы, которые образуются по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей. Работа начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленников, с определения плана, разработки возникшей идеи. Пополнив свои знания, обогатившись новыми данными по интересующему направлению, члены группы обмениваются полученными сведениями. Теоретические рекомендации проверяются на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Творческие группы учителей изучают, разрабатывают и обобщают материалы по заявленной тематике и находят оптимальные пути развития изучаемой темы. При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе школы.

Направлени е работы

Количество участников

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.

6.Педагогическое самообразование учителя

С введением нового образовательного стандарта (ФГОС), реализацией образовательной политики «Наша новая школа» педагоги должны стать самыми активными субъектами процесса самосовершенствования. От того, как будет идти процесс активизации и интенсификации обучения, внедрение новейших технологий, методов обучениязависитуспехобразовательной деятельности школы, в которой и учителя, и ученики будут успешны. Самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, владение основами научной организации педагогического опыта проецируется в сферу педагогической деятельности по самообразованию.

Тематика планов по самообразованию,

педагогов МКОУ Берёзовская СОШ.

Педагог

Тема самообразования

1

Информационные технологии

2

Козлова Е.А.

Никитина Т.Н.

Совершенствование педагогического мастерства через изучение нормативного и методического обеспечения условий перехода российского образования на ФГОС

4

Лебедев Е.В.

Введение ФГОС начального и основного общего образования в условиях сельской малокомплектной школы.

5

Матюкова Н.Н.

Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания.

6

Семененко С.Н.

Совершенствование профессионального мастерства в условиях подготовки перехода на ФГОС.

7

Семененко А.М.

Использование элементов системно – деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях.

8

Войщева В.Н.

Проблемно – поисковый метод на уроках географии.

9

Кнац А.В.

Проектная деятельность, как средство формирования УУД.

10

Горшков Д.С.

Изучение ФГОС начального и основного общего образования.

11

Патина Н.И.

Изучение системно – деятельностного подхода и его применение на уроках технологии.

12

Самодурова Г.Л.

Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.

13

Пронина Н.Ф.

Системно – деятельностный подход на уроках английского языка

14

Лахмакова Э.А.

Изучение ФГОС начального общего образования.

15

Шамина Т.А.

Развитие критического мышления на уроках ОБЖ.

Важным направлением работы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории.

Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно измерять и развивать свою профессиональную деятельность. Перечисленные качества представляют новый уровень профессионализма педагога, которые можно развивать при создании и реализации профессиональных конкурсов.

7. Методическаянеделя в школе

Проводится для всех педагогических работников школы один раз в год.В рамках проведения методической недели выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.

Основные мероприятия:

· проведение открытых уроков, их развернутый анализ и обсуждение;

· педагогические чтения по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;

· подведение итогов методической недели в форме заседания круглого стола, пресс-конференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над методическими темами, выступлениями администрации школы с общей оценкой и анализом проведения методической недели.

Достижения и результаты научно – методической службы

«Век живи - век учись». В этой пословице заключена народная мудростьо необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

С введением нового образовательного стандарта (ФГОС), реализацией образовательной политики «Наша новая школа» педагоги должны стать самыми активными субъектами процесса самосовершенствования. От того, как будет идти процесс активизации и интенсификации обучения, внедрение новейших технологий, методов обучениязависитуспехобразовательной деятельности школы, в которой и учителя, и ученики будут успешны. В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции - это четкая организация методической и исследовательской работы в школе.

Критерии результативности методической работы школы

1. Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.

2. Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.

3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

4. Овладение современными методами обучения и воспитания.

5. Положительная динамика качества образования.

6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.

7. Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

8. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.

9. Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.


Российская педагогическая энциклопедия. гл. ред. Давыдов В. В. - Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 608 с. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.

Понятие методической деятельности

Методическая работа очень важна для современного педагога. Однако в науке нет единого подхода к её пониманию. Одни считают, что методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другие считают, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. Существует и третья точка зрения, согласно которой методическая деятельность воспринимается в качестве совокупности относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • исследовательская .
Объект методической деятельности – процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности – различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъект методической деятельности – педагог или коллектив педагогов.

Значение методической деятельности

Методическая работа способствует развитию профессионализма и отдельного учителя, и всего педагогического коллектива одновременно на рабочем месте, носит более постоянный характер, достаточно управляема, и позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в ОУ, благодаря хорошо налаженной методической работе, происходит осмысление и присвоение полученных знаний, как в период курсовой подготовки, так и в межкурсовой период, а также обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога.

Положение о методической работе в школе определяет круг ее задач и функций, основные направления, требования к ее организации и осуществлению.

Методическую работу нужно рассматривать как целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение; уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Деятельность методической службы в школе

Методическая служба образовательного учреждения решает множество задач. Вот некоторые из них:

  • анализ состояния педагогической деятельности в ОУ;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей;
  • освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе;
  • создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ и другие.

Направления деятельности методической службы образовательного учреждения: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная и др.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке причин возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. На основе локального и модульного анализов работы делается и системный анализ.

Подходы к анализу методической работы могут быть самые разные: результаты реализации программы работы коллектива по единой методической теме; решение запланированных задач; освоение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и т. п.

В анализе необходимо показать возросший уровень педагогического мастерства, определить, что способствовало росту и привело к запланированным результатам.

В современных школах аналитическая деятельность оказывается самым слабым звеном. Изменения в уровне профессиональной компетентности учителя не рассматриваются. Не умея анализировать, учитель не сможет научить данному умению и учеников. Формирование интеллектуальных, как и других общеучебных умений, сегодня становится одной из актуальных проблем образования.

Комплексная диагностика включает в себя диагностику педагогической деятельности: ее мотивы, профессиональные знания преподаваемого предмета, его методики, знания педагогики и психологии, потребности в повышении профессиональной компетентности и т. д. и выполняет констатирующую и прогностическую функции.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя.

Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Планирование в целом может быть перспективным (долгосрочным) – "Программа развития", годовой план, включающий в себя планы по различным направлениям деятельности ОУ, в том числе и по методической работе, и краткосрогным (оперативным) на разные сроки: месяц, неделю, день.

Информационная деятельность. Большинство педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, теряются в потоке информации. Им нужны ориентиры. Объем информационных данных должен быть достаточным, чтобы эффективно управлять процессом.

Внутришкольный контроль помогает выявлять отклонения от программ, планов деятельности, определять успехи, достигнутые коллективом, и возникающие проблемы.

Причины падения престижа методической деятельности

На современном этапе наблюдается падение престижа методической работы в среде учителей. Это объясняется многими объективными и субъективными причинами. Ключевые из них нашли отражение на рисунке ниже.

Правильная организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения учителем профессии, развития уровня его профессиональной компетентности, формирования индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства, исключения параллелизма и дублирования эти проблемы для руководителя школы далеко не простые.

В структуре профессиональной компетентности, в этой сложной многогранной характеристике уровня квалификации педагога могут быть различные компоненты. Ниже они изображены схематично.

Структура профессиональной компетентности педагога

За 70 с лишним лет существования методическая служба в образовании России претерпела значительные изменения. Они коснулись всех компонентов ее характеристики: целей, содержания, организационных и дидактических форм, методов и приемов, результативности.

Нельзя не учитывать различную исходную готовность учителя к восприятию каких-либо образовательных программ. Важно понимать, что их содержание должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации учителя.

  • Уровень начинающего специалиста, который готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реализовывать их на практике.
  • Уровень неспециалиста, пришедшего в школу в силу определенных обстоятельств, владеющего теорией предметной области, но не имеющего психолого-педагогических знаний.
  • Уровень учителя-профессионала, где у педагога присутствуют глубокие системные теоретические знания учебного предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и профессионально значимые личностные качества.
  • Уровень учителя-мастера, обеспечивающего стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся.
  • Уровень учителя-исследователя .

Период профессионального роста учителя от уровня полученной квалификации до уровня педагогической культуры и мастерства, уровня исследователя у каждого учителя свой, и задачей руководителя является создание условий для быстрейшего становления высокопрофессионального специалиста. Хорошо организованная система непрерывного образования может открыть путь к мастерству и рядовым учителям.

Литература

  1. Дуда Надежда Николаевна Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога // – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/576515/
  2. Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

Группа Функции
1 группа функций - формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности

Обогащение знаний педагогов;

Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

Развитие мотивов творческой деятельности;

Развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

Развитие современного стиля педагогического мышления;

Развитие педагогической техники;

Развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

Сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

Выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

Организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

Выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

Стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

Приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

Внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

Внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.



Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и практики научно-методической работы в школе.

Организация методической работы

Формы организации методической работы.

Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

Взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

Обеспечить обстановку творчества неформального общения;

Организовать дискуссию, диспут;

Коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

Приобщение к научно-исследовательской работе.

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

Это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

Используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.;

Очень краткое выступление;

Сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.

3.Читательские и зрительские конференции.

Обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

На зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;

Иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.

4.Школа передового опыта группы наставников.

Знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

Приглашение наставника на свои уроки;

Совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

Обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

Совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

Иметь программу выращивания творческого учителя.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах – 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель – желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.

Неформальные группы учителей – это может быть микрогруппа, которая стремится:

Освоить концепцию, теорию, методику, идею;

Каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;

Излагает своим коллегам – они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;

Реализация изучаемой идеи в своей практике;

Потом эта идея осваивается и группа распадается.

Мозговая атака. Цель – овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

(обязательно и показ нового).

Учитель рассказывает о проекте урока;

Знакомит с творческой лабораторией;

Проводит открытый урок;

Самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

Задаются уточняющие вопросы;

Высказывания присутствующих.

10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов. Из опыта «Эффективность урока».

II. Направленность работы методического объединения.

Изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

Ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

Изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

Углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

Опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

Изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

Изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

Информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

Изучение состояния знаний, умений, навыков;

Внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

III. Работа над единой методической темой (проблемой).

Требования к теме:

1.Актуальность темы для данного коллектива.

2.Соответствие уровню педагогического развития коллектива.

3.Созвучие современных педагогических идей.

4.Выбор темы должен проводиться коллективно, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива.

5.Желательна связь единой методической темы с имеющимися передовыми педагогическими опытами, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целым коллективом.

6.Методическая тема должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу.

7.Выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной.

8.Тема может быть распределена по годам.

Единая методическая тема должна организовывать все формы методической работы. В основе оптимизации любой деятельности лежат три методических принципа:

1.Системности

2.Конкретности.

3.Меры (гармонии).

Начать выбор оптимального содержания методической работы:

1.с изучением процесса результатов деятельности учителей и постановки (выбора) задач (в ЗБР) коллектива.

2.формулировка комплексной задачи, обязательное выделение доминирующей в данный момент задачи.

3.ориентировка на опытно-экспериментальную работу.

4.выявление того, что слабее развито, чего более не хватает, то, что ликвидирует доминирующие причины затруднений и неумений учителей.

IV. Программа изучения личности и профессиональных умений учителя.

Следует учитывать следующие показатели:

1.Систематичность работы по повышению профессиональных знаний и умений. Участие в методической работе.

2.Уровень общей культуры. Расширение культурного кругозора.

3.Нравственный климат.

4.Умение конструировать оптимальный вариант деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

5.Умение реализовать намеченный план:

Как учитель;

Как классного руководителя;

6.Умение активно оценить результат деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

7.Педагогическая наблюдательность, системность психолого-педагогического изучения личности школьника.

8.Сформированность творческой деятельности. Овладение педагогической техникой.

9.Взаимодействие с родителями и общественностью.

10.Общая оценка результатов работы:

Как классного руководителя;

V. Основные элементы исследовательской деятельности.

1.Выделение интересующей педагога проблемы, установление ее актуальности, научной новизны, практической значимости.

2.Выбор темы исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Продумывание ведущей идеи и замысла.

5.Формирование гипотезы исследования.

6.Постановка цели и рабочих задачи.

7.Выбор методов исследования и т.д.

VI. Этапы работы по самосовершенствованию.

1.Анализ новых требований к школе, деятельности и личности учителя.

2.Анализ своих достижений и затруднений, уровня своих возможностей.

3.Принятия принципиального решения о необходимости специальной работы над собой.

4.Целеполагание, постановка конкретных целей и задач, профессионального самосовершенствования.

5.Выбор средств реализации этих задач, а также последовательности и срок их применения с использованием работы планирования.

6.Осуществление плана, программы самоизменения – центральный этап работы над собой.

7.Самоконтроль над ходом реализации программ, творческого роста.

8.Корректировка хода работы над собой, сопоставление их с намеченными целями, оценки достигнутого и принятие решения о дальнейшем совершенствовании.

Критерии оценки опыта (показатели).

1.Высокая эффективность.

2.Устойчивость результатов. Определенная деятельность финансирования данного опыта.

3.Сбалансированность и коллективность результатов.

4.Рациональность затрат времени, усилий, средств.

5.Соответствие реальными возможностями основной массы учителей, материальной базы.

1.Общекультурная подготовка учителя, расширение его кругозора, развитие интеллекта.

2.Методическая, мировоззренческая подготовка.

3.Частнопредметная подготовка.

4.Дидактическая подготовка.

5.Психолого-физическая подготовка.

6.Этическая и правовая подготовка.

7.Воспитательная подготовка.

8.Управленческая подготовка

9.Техническая подготовка.

Например, суть дидактической подготовки учителя – в рамках внутришкольной методической работы каждый учитель за то или иное время изучает как минимум восемь ведущих дидактических концепций, теорий, являющихся призванными во всем мире достижениями педагогов-психологов. Это:

1.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

2.Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

4.Проблемного обучения (М.Н. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин).

5.Программированного обучения (Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина).

6.Развитие познавательного интереса (Г.И, Щукина).

7.Оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский)

8.Активизация учебной деятельности учащихся (Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов).

Знания этих теорий (все они снабжены технологиями) позволяет учителям научно обосновать и развить любые свои авторские методики.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

3.Творческие объединения.

4.Микрогруппы учителей.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

6.Психолого-педагогические семинары.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

10.Групповое наставничество.

11.Шефство.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом.

14.Формы активных занятий.

15.Индивидуальное наставничество.

16.Колективное и индивидуальное самообразование.

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Под видом методической деятельности понимаются устойчивые процедуры, осуществления моделирования, проектирования, конструирования и внедрения в процесс обучения педагогически полезного дидактического обеспечения по конкретной учебной дисциплине, обусловливающее их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемых педагогами профессиональной школы, относятся: анализ учебно-программной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний; планирование системы занятий теоретического и практического обучения; моделирование, проектирование и конструирование форм предъявления СУИ на занятии; построение деятельности обучающихся по формированию терминологии в данной области знаний и практических умений и навыков; конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине; разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся; координация учебной деятельности обучающихся на занятии; подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методических комплексов, комплект тестов различного назначения и др.); рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
Освоение методической деятельностью проходит через формирование методических умений (рис. 6), под которыми понимается свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. Методические умения в профессиональной школе классифицируются по следующим группам:
1- я группа методических умений связана с овладением теоретико­методологических основ деятельности педагога профессионального обучения. Она характеризуется следующими умениями: проводить анализ учебно­ программной документации по обучению специалиста; подбирать учебную, справочную и энциклопедическую литературу для изучения конкретной темы или раздела; выполнять логико-дидактический анализ СУИ, учебника, учебного пособия; проводить методический анализ локального отрезка СУИ; разрабатывать различные формы предъявления СУИ: алгоритмы решения задач, структурно-логические схемы, опорные конспекты и др.; проектировать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения; создавать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся; конструировать различные организационные формы учебной и практической деятельности обучающихся; проводить анализ занятий теоретического и практического обучения.



Рис. 6. Виды методических умений педагога

2- я группа методических умений учитывает специфику изучения содержательной учебной информации. Она включает в себя следующие умения: планировать систему занятий по изучаемой теме (разделу) на основе методического анализа; проектировать учебную и практическую работу обучающихся по профессиональной деятельности; конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и операции; организовывать деятельность обучающихся на занятии и управлять им; применять методы теоретического и практического обучения; проводить экспертизу педагогической полезности методических разработок по данной области знаний; применять современные средства информатизации в процессе обучения.
3- я группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения. К ним относятся следующие умения: применять методики и педагогические технологии на практике; создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения; проектировать свою собственную систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях. прогнозировать развитие методик обучения по данной области знаний.
Методические умения могут быть сформированы на следующих уровнях.
1- й уровень сформированности методического умения характеризуется основанием цели выполнения того или иного методического приема, осмысливанием его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин».
2- й уровень методического умения характеризуется применением отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с педагогическим процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
3- й уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые дисциплинарные области знаний. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.