На все божий промысел. Как правильно понимать Божий промысел в жизни человека: что значит и примеры. Несколько слов о Старце Паисии

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Если ты хочешь знать Божий Промысл,
определи, каков твой христианский долг в той ситуации,
в которой ты сегодня находишься.


П ромыслом Божиим называется постоянная забота Творца о всем том, что Он создал. Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом. Все события являются результатом случайного стечения обстоятельств. Такому несерьезному человеку кажется, что Бог, если Он и есть, находится где-то далеко на небе, что Он не интересуется нашим миром, так как этот мир слишком мал и ничтожен в очах Божьих. Люди, думающие так, относятся к так называемым деистам. Деистическое учение о Боге получило особенно широкое распространение на Западе в последние столетия, когда люди стали терять живой контакт с Богом в Церкви, таинствах и молитве. Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, управляет Бог.
Б ог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы наша свободная воля могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере.
О чень часто боли и радости приходят к нам не из нашего прошлого, а из будущего. Бог иногда предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. Промысл Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в яму, которую ещё не видим. Пусть будет разбита коленка, зато сохраним целой голову.
О дин отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Когда он отправился к одному вдалеке жившему старцу, ему явился в образе инока Ангел и предложил быть спутником. К вечеру они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который предложил им пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы спутник старца взял блюдо и бросил его в море.
П ошли далее и на другой день остановились у другого благочестивого мужа. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословления спутник, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отчаянии не произнесли ни слова. На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Старец сел вкусить пищи, а его спутник сначала разобрал стену, а потом снова заделал ее. Тут старец не вытерпел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты делаешь? Третьего дня у доброго человека блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужные стены».
Н е дивись, старче, и не соблазняйся о мне. Я Ангел Божий. Первый человек, принявший нас, богоугодно поступает, но блюдо то приобретено было им неправдою, потому я и выбросил его, чтобы не потерял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страшный злодей. Хозяин дома, где мы остановились, человек безнравственный, ленивый и оттого обнищал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и поправил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Возвратись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: «суды Господни – неведомы человекам». Посему и те не испытывай их – не будет тебе это на пользу.
В се от Бога, - и благое и скорбное, и недостойное; но одно - по благоволению, другое - по домостроительству, третье - по попущению. И по благоволению, - когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, - когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, - когда и вразумляемые не обращаемся.
В се люди должны твердо знать, что только Бог есть источник счастья, мира и блаженства. Утешения и радости видимого мира Господь создал для нашей телесной природы. Но человек, пользуясь всем с умеренностью и обладая разумной душой, не должен забывать Бога. Ведь душа ничем земным и вещественным удовлетвориться не может. В большинстве же случаев так получается, что мы с какой-то ненасытностью удовлетворяем наши телесные пожелания, о душе же и о ее духовных нуждах совсем забываем. Для нашего спасения, Господь допускает, чтобы нас постигали различные скорби. Страдая, мы начинаем понимать суетность нашей земной жизни и обращаемся к Богу за вразумлением и помощью.
С традая, мы должны твердо верить, что Бог бесконечно благ и что Он хочет только нашего вечного счастья. Потому мы должны с благодарностью принимать от Него различные испытания. Ведь и дети не перестают любить родителей, когда эти их наказывают, ибо чувствуют, что родители это делают ради их же добра.

Ангелина

Кстати:

Промысл Божий (слово промысел - относится к ремеслу; народный промысел, но промысел Божий) непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом.


Х очется завершить статью о промысле Божием современной былью.

И Промысл Божий не обижает никого...

Э ту историю я не просто выслушала, а была её очевидцем. Так совпало, что оказалась я в городе своего детства и юности вместе со школьной подругой Инной. Я по делам приехала на несколько дней, а она маму навещала. Остановились мы обе у её мамы и провели там несколько дней.
М аму у Инны звали Надеждой, и была очень доброй и приветливой. Но был у неё один недостаток – она сильно пила. Инна свою маму оправдывала её тяжёлой неудавшейся жизнью.
И на самом деле судьба у Надежды была – не позавидуешь. Родилась она в годы войны, отец погиб на фронте, так никогда и не увидев дочурку. Росла с пьющим отчимом. Когда девочке было шестнадцать лет, пьяный отчим пытался изнасиловать её, и Надя ушла из дома в общежитие. Школу толком не закончила, профессию не получила... Работала то посудомойкой в столовой, то уборщицей.
Н е сложилась и семейная жизнь. Муж вскоре после свадьбы загулял, к юной жене относился с пренебрежением. А вскоре и бросил её одну с дочуркой без всякой поддержки. Надя растила Инночку одна, к дочке относилась хорошо. Покупала ей еду и одежду. А все оставшиеся копейки стала тратить на выпивку, забываясь после работы и топя в вине свою тоску и своё женское одиночество.
И нна рано уехала из дома, выучилась, завела семью. Мать не бросала, навещала, помогала. Но та продолжала спиваться. И вот сейчас Надежда позвала дочку, чтобы попрощаться с ней перед смертью – разболелась она сильно и почему-то была уверена, что умирает, хоть ей и семидесяти ещё не было.
К огда мы зашли в квартиру, то Надежда встретила нас трезвой: ждала дочку, не хотела расстраивать. По обстановке видно было, что хозяйка маленькой квартирки – человек пьющий. Тем трогательнее было её старание скрыть свою страсть к вину, встретить нас радушно. Из старого шкафчика она достала такие же старенькие, облупившиеся чашки. Правда, ручки у чашек были отбиты, но было понятно – это для гостей. Сама хозяйка пила чай из закопчённой кружки.
Я присмотрелась внимательней к Надежде. Помнила маму подружки ещё со времён школы: милое и приветливое лицо, добрые глаза, но под глазами – мешки пьющего человека, седые, кое-как подстриженные волосы, почти нет зубов, руки трясутся... А сейчас ещё и ноги болят, и желудок, и сердечко. Видимо, посадила сердце-то пьянством своим. Да, жалко человека...
И нна маме подарок привезла. Ей, узнав о болезни мамы, привезли с Афона поясок, освящённый на поясе Пресвятой Богородицы, и маслице из Ватопедского монастыря. А я как раз незадолго до этого в Оптиной стала свидетельницей, как такой же подарок муж жене с Афона привёз. Нужно сказать, что на Афоне в Ватопедском монастыре святого маслица обычно наливают совсем чуть-чуть, не как у нас – полный пузырёк. Поясок тоже – небольшая ленточка. Так вот, приехал муж с Афона и привёз жене эти святыни. А жена берёт в руки святое маслице, делает недовольное лицо и говорит:
- К ак масла-то мало! Уж не мог побольше, что ли, привезти? Столько наливают? Экономят, видимо! А чего поясок такой маленький?!
А теперь я стала свидетельницей того, как Инна вручила такие же святыни своей маме. Надежда побежала мыть руки, а потом, чуть дыша, приняла пузырёк со святым маслом и прошептала:
- Э то мне?! Господи, неужели это мне, такой грешнице, столько святого масла налили?! Доченька, счастье-то какое! А это что – поясок?! Ах, да это же целый пояс! На поясе Пресвятой Богородицы освящённый?! Да я же недостойная такого дара, доченька милая! Да как же я это надеть-то посмею?!
И она заплакала, неловко стирая слёзы кулачками и по-детски шмыгая носом.
- П онимаешь, – шептала мне вечером подруга на обшарпанной кухне, – сколько себя помню, я всегда испытывала к маме глубокую жалость. Вот не везло ей в жизни, и всё тут. Отчим-пьяница надругаться хотел, муж бросил без помощи и поддержки. Профессии нет, куда работать ни устраивалась – везде всё шло не так. В счётном отделе обвинили её в краже – она ещё совсем молоденькой была, рыдала ночи напролёт, даже руки на себя наложить хотела. А потом нашли истинную воровку, та на другой краже попалась, а перед мамой и не извинились толком. В больницу санитаркой устроилась – отделение через год закрыли...
И так всю жизнь. А у неё ещё характер такой слабый... Вот бывают люди – как дубы. Или как берёзы. А её я всю жизнь представляю такой тоненькой осинкой – дрожит на ветру, клонится... Нет у неё опоры никакой в жизни. Сколько раз я её к себе взять хотела! Но она не едет. Знает ведь, что пьёт сильно и бросить не сможет, вот и не хочет мне жизнь портить...
Н у скажи, почему так? У некоторых людей всё хорошо в жизни складывается: и родители, и семья, и работа. А у моей мамы вся жизнь какая-то нескладная. Вот сейчас помирать собралась – и что? Как бы пьяная-то не умерла...
П очему вся её жизнь – как черновик? Почему не удалось ей реализовать ни доброту свою, ни отзывчивость? Характер слабый? Так ведь если человек слабый, то он не может стать сильным. В чём её вина? Почему она так несчастна?
Я молчала. Что я могла ответить? Потом пробормотала утешающе:
- И нна, ну вот она в тебе свою доброту реализовала, вырастила тебя. И ты её любишь. Ведь любишь? Ну вот. И потом: кому много дано, с того много и спросится, а кому мало дано, с того – мало... Господь видит все обстоятельства жизни человека, у Него, может, к твоей маме и спрос другой – кто знает?
У тром Надежда вышла к нам задумчивой и серьёзной. Она медленно сказала:
- Д оченька, маслом я, недостойная, помазалась и поясок посмела на себя надеть. И вот лежу я утром на кровати, а мне так отчётливо – голос не голос, мысль не мысль, не могу сказать, только, знаешь, доченька, а я ведь, похоже, некрещёная...
- К ак это некрещёная, мам?! Никогда ты об этом не упоминала! А в прошлый раз я приезжала, ты болела, так мы к тебе батюшку звали! Вспомни! Ты ведь соборовалась! Как ты могла вдруг вспомнить, что некрещёная?!
- Н е сердись, доченька... А как надела я поясок и помазалась маслицем, так у меня всё в голове и прояснилось. Так прояснилось хорошо, понимаешь? Я до этого и не замечала, что в голове у меня как будто туман. А вот когда прояснилось – тогда и поняла. И знаешь, так вдруг ясно всё вспомнила! Детство, маму... Я когда родилась в сорок третьем, у нас в округе ни одного храма открытого не было. А потом я заболела сильно, а мимо деревни шёл старичок какой-то. Я вот сейчас вспомнила, как мама говорила, будто он пошептал надо мной что-то. Так ведь пошептал – это не окрестил?! И мне так ясно представилось, доченька, что некрещёная я.
- Н у, мам, вот это да! Вот это ты нас озадачила!
С тали мы с Инной думать, что делать. Позвонили в Оптину Пустынь наставнику своему духовному (игумен А. – братский духовник, молитвенник). Спросили у батюшки, как поступить. Он ответил, что помолится и на следующий день даст ответ. И действительно, на следующий день отец А. твёрдо сказал, что маму нужно крестить.
П овели мы Надежду в храм, храм совсем рядом с домом, но она еле-еле дошла. Совсем занедужила... Священник вышел, глянул на неё и говорит:
- П омню я вашу маму, я ж её соборовал! Чего это вы удумали?! Как некрещёная?! Ну, не знаю...
И – к Надежде, строго:
- П очему вы хотите креститься?
А Надежда вдруг кланяется ему в ноги и просит:
- Б атюшка милый, окрести меня Христа ради!
С вященник смягчился. Помолчал. Потом спрашивает:
- В еруешь ли в Пресвятую Троицу? Что такое Троица?
М ы с Инной испугались: что бабушка ответит? Всю жизнь пила, что она может про Пресвятую Троицу сказать-то? А наша бабушка голос возвысила и твёрдо отвечает:
- Б ог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой! Верую во Единого Бога Отца Вседержителя... – и начинает твёрдо Символ Веры читать.
Я смотрю на Инну, а она от удивления аж рот раскрыла. Я ей шепчу:
- П одруга, ротик прикрой. Мама твоя – молодец!
Т ут и батюшка говорит:
- М ы, вообще-то, без огласительных бесед не крестим взрослых, но, принимая во внимание болезнь вашу... В общем, в субботу жду вас к часу дня на крещение.
П ривели мы Надежду домой, а ей совсем плохо, мы с Инной боялись даже, что не дождётся она субботы, решили, если что, священника на такси привезти. Но ничего, дожила она до субботы и даже своими ногами в храм пришла, правда, кое-как, поддерживаемая нами с двух сторон.
Н ачалось крещение, вот уже и в купель пора, а священник воду потрогал и расстроился: забыли алтарники воду-то подогреть в купели. Слышу, Инна маме шепчет:
- М ам, я в святом источнике в январе купалась, а тут вода всё равно комнатной температуры. Ты уж полностью окунись, ладно?
С мотрю, Надежда головой кивает – согласна, дескать.
З авели мы её в купель, батюшка её окунул трижды, а потом она чуть оступилась, а он решил, что бабушка сознание теряет. Испугался и подхватил её крепко. И мы с Инной подхватили. А она улыбается и говорит:
- Н ичего, ничего, это я просто оступилась немножко.
А у батюшки, когда он её подхватывал, в руке ковш был. Он и забыл про него. А тут мы Надежду выводим из купели, а она так радостно и говорит:
- А х, счастье-то какое! А и хорошо же вы, батюшка, меня ковшиком-то приложили! Это мне как раз по грехам моим подходит! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
М ы все трое оборачиваемся, смотрим на нашу бабушку, а у неё на лбу прямо на наших глазах шишка такая здоровая растёт, и даже кожа рассечена немного ковшом тяжёлым. Священник аж за сердце схватился: сначала вода оказалась холодной, потом крещаемую по лбу приложил…
- М атушка, простите меня, я же вас ковшиком ударил!
- Б атюшка дорогой, мне по моим грехам ещё больше причитается!
В от так и окрестили мы нашу Надежду.
В ышла она из купели, оделась, пошли мы из храма, слышим, за свечным ящиком старушка ворчит:
- В езёт же некоторым! В конце жизни окрестятся – им все грехи предшествую-щей жизни простятся, и чистенькими к Богу идут!
И нна с Надеждой улыбнулись только. Вышли мы на улицу, идём домой. Уже к дому подходим, как вдруг понимаем: бабушка-то наша своим ходом идёт, без под-держки, да как идёт – чуть не вперёд нас летит!
Н азавтра ещё раз сходили мы в храм: батюшка благословил Надежде причаститься. И снова она шла без поддержки - так, как будто выздоровела полностью.
М ы с Инной уезжали на следующий день, и Надежда напекла нам пирогов с картошкой. Она провожала нас на вокзале, долго махала рукой. А я смотрела на её помолодевшее лицо, ставшие ясными глаза, и удивлялась: «Какова же сила Таинства Крещения!» И Промысл Божий не обижает никого...

Владыка, очень часто, рассказывая о случаях, когда человек чудесным образом спасся, избежал опасности или исцелился от серьезной болезни, мы говорим: «В этом, наверное, был Промысел Божий». Расскажите нам, что это такое – Промысел Божий?

В первую очередь Промысел Божий на­правлен на сохранение жизни человека, ведь мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Один военный врач рассказывал мне, как во время Великой Отечественной войны он со своей частью попал в окружение, и никто не мог их оттуда вывести. Ситуация была безнадежная, и он мог только молиться. Он и молился. Молился Богородице, и Она явилась и указала им путь. Потом этот военный врач стал свя­щенником, это был митрополит Рижский Леонид. Часто в ситуациях, когда мы, казалось бы, находимся на волоске от гибели, если мы с Богом, если мы просим Его о спасении, Бог отвечает на призыв нашего сердца. Но этот ответ зависит от нас, потому что наша молитва, наш призыв - это не внешнее действие, а внутреннее. И тогда Бог идет навстречу нам, идет на сверхъестественные действия, являя Себя человеку даже вопреки некоторым законам бытия. Описано много случаев, когда в трудные минуты людям являлись святые и спасали их. Все это проявления Промысла Божьего о человеке, о его жизни.

Часто люди, чудом спасшиеся в экстремальных ситуациях, после тяжелых болезней воспринимают это спасение как повод переос­мыслить свою жизнь, начать жить по-другому.

Совершенно верно, ведь мы сейчас говорили о спасении физической жизни, но главное - спасти душу.

- А спасение жизни и спасение души не все­гда совпадают?

Трагический пример из нашей новейшей истории, когда мальчик-воин подвергся в Чечне невероятным истязаниям за то, что носил крестик. Но разве могут быть сомнения, что, приняв мученическую смерть за веру, он спас большее - свою душу? Кстати, мать нашла и опознала его именно по этому крестику...

Наша Церковь не случайно канонизирует все новых и новых святых - это не только образцы того, как можно жить в Боге, это и доказательство того, что Господь с нами ря­дом...

Бог дает нам жизнь, и Он нам ее сохраняет - это первая черта Промысла Божьего. Рождение и смерть - две конечные точки, и линия между ними - наша земная жизнь, она тоже подчинена Промыслу Божьему. Бог не бросает человека, Он направляет его к благим делам, Он пресекает зло и даже пре­вращает его в добро, постоянно являя человеку Свою милость. При этом у человека есть свободный выбор, как поступать, он не марионетка в руках Божьих. Бог дает ему возможность к благоделанию, но человек волен выбирать: жизнь с Богом, благая жизнь или жизнь без Него.

Направленность жизни человека к добру - вторая черта Промысла Божьего о нас. Ведь зло оказывается притягательным для человека, и Промысел Божий заключается в том, что Бог отвращает человека от него.


- Как? Бог не дает человеку возможность его совершить?

Нет, просто в какой-то момент Бог обнажает ему зло, показывает, ведь мы говорим, что зло соблазнительно, оно «рядится в красивые одежды».

У каждого человека бывают ситуации, когда Господь дает ему возможность остановиться, когда Он показывает, как надо действовать, когда Он даже зло - и в этом тоже Промысел Божий, например, болезнь - обращает во благо нам. Любое исцеление, когда человеку возвращается не только физическое здоровье, но и духовное, когда человек приходит ко Христу - это пример милости Божьей.

В Евангелии рассказывается, как Христа встретили десять прокаженных, которые взмолились к Нему, чтобы Он помиловал их. «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога» (Лк. 17. 14-15).

- А что остальные девять?

Остались в неблагодарности своей, в Евангелии о них больше ничего не сказано. Но ясно, что они выбрали свой путь вне Бога.

Но раз человеку отводится активная роль, то как мы можем, делая каждодневный выбор между добром и злом, понять, где что? Ведь это не всегда очевидно.

Когда принимаешь решение, надо иметь возможность отстраниться от ситуации. Как это сделать? Надо начать молиться, ведь молитва - это возможность вырваться из пут обстоятельств, из всего временного, это диалог с Богом. Надо, чтобы голос Божий зазвучал в нас. А голос Божий в нас - это наша совесть. Но у каждого из нас есть наше Ego, складывающееся из привычек, черт ха­рактера, наших обязательств перед людьми, и часто, когда голос совести пробуждается в нас, возникает драматический момент, конфликт между нашим Ego и тем, что нам подсказывает голос Божий. И тут важно распознать, в чем воля Божья.

Существуют разные способы, бывает, люди бросают жребий. Причем перед тем как бросить его, они молятся и говорят: «Господи, благослови!»

- А разве жребий это не воля случая, развеэто не математическая статистика?

Жребий бросали апостолы, когда выбирали, кто станет двенадцатым вместо Иуды. Они «...помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место» (Деян. 1. 24-25). Апостолы приняли жребий как Промысел Божий. Патриарха Исповедника Тихона тоже выбирали жребием на Поместном Соборе 1917 года: отслужили Литургию и выбрали.

- Бросили жребий - значит, выбрали путь. А чем такая жеребьевка отличается от гадания?

Когда человек пытается узнать о своей жизни гаданием, возникает совершенно другая реальность. В случае с апостолами, с выбором Патриарха Тихона была обращенность к Богу, хранителю нашей жизни. А к кому мы обращаемся, когда идем к гадалке? Безусловно, человеку может что-то открыться, но что именно - вот в чем вопрос. Принципиально здесь то, что в наших примерах люди обращались к Богу: «Господи! Да будет воля Твоя!» Они отдавались на волю Божью, принимали и исполняли ее. А жребий - это только способ.

- А что тогда астрология?

Это расчет человеческой судьбы по звездам. Но дело в том, что звезды, все небесные тела были сотворены Богом в четвертый день творения, а человек, как известно, в шестой. И когда судьбу высшего творения, человека, ставят в зависимость от более низших, то мне это кажется величайшей несправедливостью по отношению к человеку.

А что касается гадания по снам, приметам и т. д., то это опыт предшествующих поколений. Важно понимать, откуда этот опыт воз­ник. Например, в 30-е годы родилась «примета»: встретил попа - не к добру. Конечно, когда всех священников истребили, сам их облик ассоциировался у людей с обреченностью. А вера в черную кошку? Мол, перебежала дорогу - возьмись за пуговицу и т. д. Весь этот комплекс примет сформирован не на христи­анских, а на стихийно-языческих основах. Православный человек знает, что в этом мире нет ничего сильнее, чем сила крестного знамения. И если у него есть какие-то сомнения, то он перекрестился, благословил дорогу и идет смело, зная, что с ним Бог и крестная сила. А вот неверующий человек несвободен, онпод гнетом каких-то мелких стихий этого мира, каких-то низких сил. Когда перед челове­ком стоит выбор, есть две позиции: искать волю Божью о себе или решать самому.

- А как еще, кроме жребия, определить, в чем она, воля Божья?

Главное - готовность принять Его волю. Можно пойти к духовнику. Бывает, приходят люди и говорят: «У меня разрывается душа между этим и этим. Я не знаю, как поступать», - и испрашивают благословение Божье.

- А в этом нет перекладывания ответственности?

Наоборот, это очень сильное решение. Нужно мужество, чтобы принять и исполнить то, что тебе дал Бог. Ведь если ты спра­шиваешь благословение у священника, то значит, ты готов принять то, что тебе скажут, не зная, что это будет. Очень простой пример. Все знают такой закон: если человек решил, что он будет делать по десять поклонов в день и если это он решил сам, то тут ника­ких проблем - берет и делает. Но когда у не­го вдруг появляется сомнение: может, на это стоит взять благословение - дело-то духовное, и он его берет, то тут качество действия совершенно меняется. Человек начинает исполнять волю Божью, которая была явлена через благословение. И если в случае, когда он делал эти поклоны «от себя», все было нормально, то тут сразу начинаются проблемы: то забудет, то лень...

И дело не в поклонах, просто сразу возникает противодействие сил дьявольских тому, как ты выполняешь волю Божью. Так, кстати, человек учится распознавать, какой дух как действует, как духи воплощаются в этом мире. В общем, если начинаешь выполнять какую-то заповедь, а на пути препятствие, то для духовного человека это показатель того, какие силы тут действуют. А раз тебе мешает дьявол, то значит, ты поступаешь по воле Божьей. Старцы говорят: «Делаешь доброе дело - готовься к искушениям».

Воля Божья может явиться человеку через духовника, при чтении Библии или в Богообщении. Бывает, человек зашел в храм в одном состоянии, совершенно разбитый, а вышел - в нем радость и свет. Это признак того, что благодать коснулась его, и если человек чувствует при этом обновленность всего своего существа, осмысленность, то это критерий того, что он с Богом и в Боге.

В ситуации выбора надо обратиться к За­поведям: к Евангельским Заповедям Блаженства или к Десяти Заповедям Моисея - их никто не отменял. Можно просто начинать их читать. И когда человек начинает их чи­тать, он уже начинает смотреть на ситуацию не своими глазами, а Евангельским взглядом. Вот тогда мы говорим, что уже не я жи­ву, а Христос живет во мне.

- Но жизнь становится все сложнее, и выбор бывает делать сложнее.

Да не сложнее жизнь! Что, человек из­менился за эти тысячелетия? Да, в процессе развития он что-то приобрел, но это все внешнее. Как может быть для человека эта жизнь сложнее, если он сам упростил ее. Чем? Грехом. Он обеднил себя тем, что все время загоняет себя в какие-то условности созданного им мира и живет не по законам Бога, а по законам внешним, им же и созданным. А внутреннее вот это оскудение любви, оно же видно!

Мы свидетели того, как растет обособлен­ность людей, как человек загоняет внутрь свои проблемы, не решая их. И тут Церковь призвана спасти человека, потому что она хранит язык Бога, она распознает его, охраняя человека и не давая сбиться ему с пути.

- На самом деле каждый знает свои грехи, и как бы далеко и глубоко он их в себя ни прятал, он осознает их.

Конечно. И это тоже дар Божий нам - осознание своей греховности. Это тоже проявление Промысла Божьего о нас. Кстати, когда с нами что-то случается, мы в глубине души точно знаем, почему это так. Хотя, ко­нечно, бывают люди с состоянием окамене­лости души, с такой сожженной совестью, что они не способны увидеть своего греха. Но это крайнее состояние, и мы молимся, чтобы Господь избавил нас от него. И Господь все время возвращает нас к Себе, дела­ет так, чтобы мы прислушались к голосу Божьему.

Помните, как в Евангелии фарисеи привели грешницу к Христу на суд? Они поставили ее в центр и сказали: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8. 4-5). Конечно, они еще и испытывали Христа, они хотели что-то найти и к Его обвинению. Но Иисус, низко склонившись, что-то писал перстом на земле и не обращал на них внимания. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8. 7-8).

- А что Он писал?

Есть версия, что Он писал грехи каждого из обличавших, ведь Христос видит сердце человека. И дальше фарисеи, «услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один задругам, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8. 9-11).

Вопрос Божьего промысла в жизни человека - это постоянное преткновение среди верующих. Библия говорит, что человек имеет свободную волю и вправе распоряжаться своею судьбой самостоятельно, в том числе и решать, принимать спасение или нет. В то же время все христиане молятся и просят Бога действовать в их жизни. Как соотносятся два этих, казалось бы, несопоставимых положения и что же такое промысел Божий?

Определение понятия

Выражение «Божий промысел» можно сравнить с похожим термином промысел, который означает некое действие, постоянное занятие или добывание чего-либо. «Божий промысел» - это непрестанная работа Всевышнего в мире для осуществления Его Всеблагой и Милосердной воли. То есть это некое действие Творца, которое приводит к исполнению Его воли.

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях

Если это определение соотнести с жизнью получается, что Всевышний предпринимает какие-то шаги в судьбе человека, которые в итоге приводят к исполнению Его воли. Поскольку мы понимаем, что воля Господа есть достижение добра и мира, то и промысел Его приводит к совершению некоего добра. При этом рассматривать промысел можно в контексте одной конкретной жизни или же в рамках всей Вселенной.

Митрополит Филарет трактовал это понятие как постоянное действие всемогущества, мудрости и благости Божией, благодаря которым Господь сохраняет существование и силы своих творений, и направляет их к благим целям. Промысел Его способствует осуществлению всякого добра.

При этом следует отметить, что представление человека о добре и Иеговы различаются. Человек склонен смотреть на материальное, в то время целью действий Отца Небесного является духовная жизнь. Иногда в жизни происходят горькие события, которые в итоге приносят добрый плод в дух и сердце их участников.

Сегодня в философии есть такое понятие, как деизм - оно говорит о полной отстраненности Господа от своего творения и нашей Вселенной. Суть учения заключается в том, что Творец создал мир, но не принимает сегодня участия в его контроле, т.е. Вселенная существует сама по себе и все происходящее в ней результат действия человека, а Бог не делает ничего. Именно из этой теории произошло понятие «судьба» - события, которые происходят сами по себе.

Эта идея распространена на Западе, но не имеет ничего общего с христианством.

История возникновения выражения

Зародилось данное понятие еще в Древней Греции, которая славилась своими философами. Поскольку ранее не было такой науки, как теология, именно философия рассматривалась богословские вопросы, в том числе и степень вовлеченности Бога в повседневную жизнь каждого, а также вопрос свободы воли самого человека.

Идея провидения была популярна в александрийской философии

Первым философом, употребившим данное выражение, стал Сократ, который долгие годы размышлял и учил о божественном провидении и высшем разуме. После него идею подхватили и распространили стоики - последователи философского учения о судьбе и человеке как ее вершителе.

Идея промысла Божьего неоднократно рассматривалась и обсуждалась впоследствии видными деятелями философии.

  • Филон Александрийский считал, что именно Отец Небесный направляет и работает с судьбами людей.
  • По мнению Плутарха, Иегова не бросил свое творение и продолжает заботиться о нем.
  • В Средние века шли споры о степени вовлеченности Господа в мировые события - вершит ли он судьбы мира и разных народов или действует лишь в жизни каждого человека точечно?

В основе споров о воздействиях Всевышнего на мир всегда лежит вопрос «Почему в мире столько зла, если Господь не отступил?». Человеческий разум всегда думает о том, что, если существует зло, значит, Бог ничего не делает, в противном случае мир был бы наполнен добром. Однако такая позиция полностью противоречит понятию «свободная воля человека», ведь Господу, для установления мирового добра, пришлось бы принуждать человека к совершению определенных действий.

Павел пишет «Сердце человеческое зло во всякое время» и глупо обвинять Бога в творящемся зле, если человек совершает злые дела по собственной воле.

Значение фразы в христианстве

Читая Священное Писание нельзя усомниться в том, что Творец участвует в жизни людей и целых народов. История с еврейским народом отлично иллюстрирует, насколько Господь близок и как Он участвует даже в мелких делах (в Пятикнижие Моисеевом есть место, где Господь учит евреев, как испражняться во время перехода пустыни). Поэтому нельзя сказать, что Всевышний сотворил землю и отошел от нее, наблюдая со стороны.

Евангелист Матфей передает слова Христа людям «Ни один волос не упадет с вашей головы без воли Божией на то», т.е. Бог участвует и проживает нашу жизнь с нами. Так совершается в ней промысел Его.

Человеку не может знать, что на самом деле готовит для него Господь

Если попытаться объяснить промысел Яхве в жизни человека, то получится, что это определенные события и обстоятельства, которые встречают на жизненном пути, но от самого человека не зависят. Например, выигрыш в лотерею, болезнь, случайная встреча с кем-то, авария, поездка в том автобусе, где едет старый друг и пр. Это события, которые происходят, казалось бы, случайно, но имеют определенное влияние на дальнейшую судьбу.

Например, человек серьезно заболевает и, в поисках лечения, приходит в церковь. Он раскаиваться в грехах, искренне принимает Господа как Спасителя. Душа спасена и, независимо от результата лечения, он стал частью Церкви и получил вечную жизнь. Была ли болезнь случайна? Нет, это и был промысел Сущего, целью которого является спасение каждого человека.

Свободная воля человека и промысел Божий

Христианство говорит о том, что Творец настолько возлюбил этот мир, что отдал Своего Сына на смерть за каждого человека (Иоанна 3:16).

Важно! Всемогущий не может желать человеку зла, и Он же дал людям свободу выбора. То есть человек самостоятельно решает, как поступать и выбирать добро или, наоборот, зло.

Эта возможность появилась, как только Адам с Евой вкусили с запретного дерева и познали добро и зло. С тех пор человек волен совершать добрые дела или злые, в этом проявляется его свободная воля.

Кощунствуя и выступая против христианства и Господа в целом, многие люди говорят: «Как можно верить, что есть Творец, когда в мире столько зла». Эти вопросы регулярно звучат после мировых катастроф и трагедий. Однако никто не задается вопросом, почему же человек не препятствует этому злу?

Одну известную в Америке христианку спросили, почему произошла катастрофа в Нью-Йорке с Мировым Торговым центром, и где же был Бог в тот момент. На это она ответила следующее: «А куда вы Его дели? Вы убрали Библию из школ, вы стали поголовно атеистами и начали отрицать существование Бога. Люди перестали молиться и отвергли Бога, а теперь начинают спрашивать, где же Он?».

Человечество вершит много зла - войны, теракты, убийства, насилие, это все творит не Бог. Это последствия свободной воли человека, поэтому не следует винить Творца во всем, что происходит на планете.

Божественный промысел проявляется во всех богоугодных делах

Бог может вмешаться во всё, но не может при этом нарушить и противостоять свободной воле человека. Возможно, стоит задать вопрос по-другому: почему же человек отвергает творца и творит так много зла?

Как увидеть промысел Божий в жизни

Господь наш предвидящий и премудрый, Он знает все в настоящем, прошлом и будущем, однако, Он не может предопределить всю жизнь человека, словно тот просто кукла. Предопределение Божие действует только в рамках свободы, которую Он дал своему творению. И именно эта свобода предполагает рост в Господе, прогресс в лучшую сторону. Бог знает все возможные решения, которые может выбрать человек и в этом заключается Всеведение. Но при этом Творец не вмешивается и на «давит» на творение, позволяя выбирать свой путь. В этом проявляется свобода воли.

Важно! Единственное, что Господь силен сделать - это создать определенные препятствия или условия для того, чтобы душа человеческая все же в итоге была спасена.

Наблюдая за своей жизнью, человек может замечать череду событий, которые привели в церковь, помогли примириться с кем-то или стали причиной другого положительного изменения. Это не всегда нечто хорошее, наоборот, часто это неприятные и болезненные события, поскольку именно они наиболее касаются нашего сердца и заставляют меняться.

Христианин, который ищет непрестанно Господа и старается жить по заповедям может рассказать тысячу случаев, когда что-то незначительное или горестное стало причиной чего-то доброго и прекрасного.

Важно обращать внимание не только на материальное, но и на духовное, стремясь во всем увидеть руку Творца.

Промысл Божий и человеческое призвание

"Ищите прежде Царствия Божия" (Мф. 6:33)

Несколько слов о Старце Паисии

Каппадокии (Малая Азия) в многодетной семье у Продромоса и Евлампии Езнепидис 25 июля 1924 года родился сын - в будущем ставший старцем Паисием. В то время православные семьи в Каппадокии испытывали притеснение со стороны турецких мусульман, многие были вынуждены покинуть родину. В сентябре 1924 года беженцы прибыли в Грецию. Паисий любил уединение, непрестанно молился, любил читать жития святых. Очень нравилось ему Афонских старцев. С 1962 года старец Паисий живёт на Синае в келии святых Галактиона и Епистимии. В 1964 году старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

Из воспоминаний старца Паисия: "Однажды во время ночной молитвы мною начала овладевать небесная радость. Одновременно моя келия, чью тьму лишь слегка освещал дрожащий свет свечи, начала мало-помалу наполняться прекрасным голубоватым светом. Этот таинственный свет был чрезвычайно сильным, однако, я чувствовал, что мои глаза выдерживают его яркость. Это был Божественный Свет, который некогда озарил святых апостолов на Фаворской горе! Много часов я пребывал в озарении этого дивного света, не ощущая земные предметы, и находясь в духовном мире, совсем отличным от здешнего, физического. Находясь в этом состоянии и принимая посредством того Света небесные ощущения, я провёл многие часы, не ощущая времени, с ним солнечный свет казался как ночь в полнолуние! Тем не менее, мои глаза получили способность выдержать яркость того света."

С 1968 г. старец поселился в Афонской обители "Ставроникита." Узнав о месте пребывания старца, паломники устремились в эту обитель.

Любовь старца к людям была безгранична, он старался никого не обличать публично, для каждого у него находился кусочек сладкого лукума и кружка холодной воды, добрый совет и молитвенная поддержка. Весь день он утешал страждущих, и наполнял души надеждой и любовью к Богу, а ночами молился, позволяя себе отдохнуть лишь 3-4 часа. Когда духовные дети старца просили его пожалеть себя - отдохнуть, он отвечал: "Я когда хочу отдохнуть, молюсь. Познал, что только молитва правильно освобождает от усталости человека. Поэтому молитесь и учитесь." Он говорил: "Всегда стараюсь не заниматься своей болью. На уме у меня боль других людей, и эту боль делаю своей. Так мы обязаны всегда вставать на место других... Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным, потому и сказал Христос: "...от лишения своего..." (Лк.21,4). Когда я делаю добро, отдохнув, оно не дорого стоит... Устав, и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость... Мой собственный покой рождается от того, что я доставляю покой другому."

Старец читал Псалтирь ежедневно целиком. По ночам старец молился за весь мир. Отдельно он возносил молитвы за тех, кто находится в больницах, за поссорившиеся супружеские пары, молился за всех, кто кончает поздно работу, за всех путешествующих ночью...

Однажды ночью, когда старец молился, ему было открыто, что в этот момент в опасности находится человек по имени Иоанн. Старец зажёг свечу и начал молиться об Иоанне. На следующий день к старцу пришёл тот самый юноша, о котором он молился. Иоанн рассказал ему, что именно в тот час, когда старец начал молиться о спасении его души, он от отчаяния решил покончить собой. Сев на мотоцикл он помчался из города, чтобы, съехав в обрыв, разбиться. Внезапно его посетила мысль: "Столько говорят об этом Паисии на Святой Горе, не сходить ли и мне к нему." Встретив старца, Иоанн обрёл любящего духовного отца, по молитвам которого встал на путь истинный.

По молитвам старца Паисия многие верующие получали исцеления. Однажды к старцу обратился за помощью отец глухонемой девочки. Он рассказал, что несколько лет назад, до рождения ребёнка, он чинил препятствия родному брату, который хотел стать монахом. Видя искреннее раскаяние мужчины, старец Паисий помолился об исцелении девочки, пообещал: "Твоя дочь не только заговорит, но и оглушит вас!" Через некоторое время девочка начала говорить.

Часто к старцу обращались за помощью близкие тех, кому, по словам врачей, не суждено было выжить после тяжёлых операция и неизлечимых болезней. Имеется немало свидетельств о чудесном исцелении безнадежно больных людей, по молитвам старца. Однако здоровье самого старца катастрофически ухудшалось год от года.

Ещё в 1966 году после легочное заболевание, в результате приема сильных антибиотиков у старца образовался ложно-перепончатый колит с резкими болями в животе. Несмотря на боль, он часами стоял, принимая людей, желавших взять у него благословение. Старец считал, что боль очень помогает душе и смиряет её, и чем сильнее болеет человек, "тем больше пользы извлекает."

С 1988 г. у старца появилось дополнительное осложнение в кишечнике, сопровождаемое кровотечениями. К 1993 г. состояние старца стало очень тяжелым, но старец Паисий не прекращал принимать паломников. Когда духовные дети умоляли его обратиться к врачам, он ответил, что "в духовной жизни очень помогает такое состояние, поэтому невыгодно его изгонять." Старец мужественно переносил выпавшие на его долю страдания, никогда не просил ничего для себя, молился лишь об исцелении других. По настоянию духовных чад он всё же лег на лечение в больницу, врачи установили наличие раковой опухоли. В 1994 году старец перенёс две операции, но здоровье его продолжало ухудшаться: 11 июля он причастился в последний раз. 12 июля 1994 г. старец предал свою душу Господу.

Господи, упокой душу старца Паисия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас.

Промысел Божий

Промыслом Божиим называется постоянная забота Творца о всем том, что Он создал. Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом. Все события являются результатом случайного стечения обстоятельств. Такому несерьезному человеку кажется, что Бог, если Он и есть, находится где-то далеко на небе, что Он не интересуется нашим миром, так как этот мир слишком мал и ничтожен в очах Божьих. Люди, думающие так, относятся к так называемым деистам. Деистическое учение о Боге получило особенно широкое распространение на Западе в последние столетия, когда люди стали терять живой контакт с Богом в Церкви, таинствах и молитве. Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, управляет Бог.

Спаситель сказал, что даже самая малая птичка не упадет без воли Божией (Матф. 10:29), тем более ничто в нашей жизни не может произойти помимо Его воли. Все доброе и хорошее посылается Господом, ибо Он есть вечный источник всех благ. Все же злое не посылается непосредственно Богом, ибо у Бога нет и тени зла. Но Господь попускает злу иногда вредить нам ради нашей пользы и спасения. В данном случае разные неприятности имеют то же действие, какое имеют горькие, неприятные, но в то же время спасительные лекарства. Почти все лекарства и медицинские операции являются для нас неприятными, но мы все равно к ним прибегаем, ибо знаем их пользу и необходимость.

Все люди должны твердо знать, что только Бог есть источник счастья, мира и блаженства. Утешения и радости видимого мира Господь создал для нашей телесной природы. Но человек, пользуясь всем с умеренностью и обладая разумной душой, не должен забывать Бога. Ведь душа ничем земным и вещественным удовлетвориться не может. В большинстве же случаев так получается, что мы с какой-то ненасытностью удовлетворяем наши телесные пожелания, о душе же и о ее духовных нуждах совсем забываем. Для нашего спасения, Господь допускает, чтобы нас постигали различные скорби. Страдая, мы начинаем понимать суетность нашей земной жизни и обращаемся к Богу за вразумлением и помощью.

Страдая, мы должны твердо верит, что Бог бесконечно благ и что Он хочет только нашего вечного счастья. Потому мы должны с благодарностью принимать от Него различные испытания. Ведь и дети не перестают любить родителей, когда эти их наказывают, ибо чувствуют, что родители это делают ради их же добра.

Ниже мы приводим ряд мыслей и примеров Старца Паисия о промысле Божием. Эти высказывания Старца особенно ценны потому, что они почерпнуты им из его личного опыта. Высказывания старца предложены здесь в виде вопросов его посетителей и ответов Старца.

Епископ Александр (Милеант)

Вопросы посетителей и ответы Старца

Геронда! (т.е. духовный отец), авва Макарий говорит, что Бог подаст нам небесные блага [199 ], и мы веруем в это. Должно ли верить и в то, что Он подаст нам и блага земные, которые не являются столь существенными?

Какие земные блага?

То, в чем мы нуждаемся.

Вот это ты правильно сказала. Бог любит Свое создание, Свой образ и заботится о том, что ему необходимо.

В это нужно верить и не беспокоиться?

Если человек в это не верит и сам бьется над тем, чтобы эти блага стяжать, то он будет страдать. Но человек, живущий духовно, не расстроится даже в том случае, если Бог не даст ему земного и вещественного. Если мы ищем прежде Царствия Божия, если поиск этого Царства является нашим единственным попечением, то дастся нам и все остальное. Разве Бог бросит Свое создание на произвол судьбы? Если израильтяне оставляли на следующий день манну, которую давал им Бог в пустыне, то она начинала гнить [200 ]. Бог устраивал так для того, чтобы они полагались на божественный промысел.

Даже слов "ищите прежде Царствия Божия" мы еще не поняли. Или мы веруем [и вверяемся Богу] или не веруем [и поэтому сами должны заботиться о необходимом]. Когда я поехал жить на Синай, у меня с собой ничего не было. Однако я совсем не думал о том, что будет со мною в пустыне среди незнакомых людей, что я буду есть и как жить. Келья святой Епистимии, где мне предстояло поселиться, была уже давно заброшена, покинута людьми. Я ничего не просил у монастыря, не желая его обременять. Как-то мне принесли из монастыря хлеб, и я возвратил его обратно. К чему мне было беспокоиться, если Христос сказал: "Ищите прежде Царствия Божия" [201 ]. Воды и той была самая малость. Рукоделия я никакого не знал. Вот и спроси теперь, как я жил и как зарабатывал на хлеб. Единственным инструментом, который я имел, были ножницы. Я разъединил их на две половинки, заточил о камень, взял дощечку и стал вырезать иконки. Работал и творил Иисусову молитву. Я быстро выучился резьбе, резал все время один и тот же рисунок и пятидневную работу заканчивал в одиннадцать часов. Не только не терпел лишений, но еще и бедуинчикам помогал. В какой-то период я занимался этим помногу часов в день, а потом пришел в такое состояние, что не хотел заниматься рукоделием, но одновременно видел и то, какую нужду терпели бедуинчики. Для них было великим благословением получить в подарок шапочку и пару сандалет. И у меня появился помысл: "Я пришел сюда, чтобы помогать бедуинам или же для того, что бы молиться о всем мире?" Поэтому я решил сократить рукоделье, чтобы меньше отвлекаться и больше молиться. Думаешь, я ждал, что мне кто-то будет помогать? Откуда? Бедуинам самим нечего было есть. Монастырь был далеко, а с другой стороны начинались необитаемые места. Но вот в тот самый день, когда я ограничил работу для того, чтобы больше времени отдавать молитве, ко мне пришел один человек. Я тогда был возле кельи, он увидел меня и сказал: "Вот, возьми эти сто золотых. Будешь и бедуинчикам помогать, и распорядку своему будешь следовать, и молиться." Я не сдержался, на четверть часа оставил его одного и ушел в келью. Промысел и любовь Божий привели меня в такое состояние, что я не мог удержать слез. Видишь, как устраивает все Бог, когда в человеке есть доброе расположение? Потому что сколько бы мог дать этим несчастным я? Я давал одному, тут же приходил другой: "Мне отец не дал!" - потом третий: "Мне отец не дал!"

Геронда, а почему мы, много раз ощутив всесилие Божие, не видим Его промысла о нас?

Это диавольская западня. Диавол бросает пепел в глаза человеку для того, чтобы он не видел промысла Божия. Ведь если человек увидит промысел Божий, то его гранитное сердце умягчится, станет чутким и произольется в славословии. А это диаволу не на руку.

Человек часто пытается устроить все без Бога

Один человек стал заниматься разведением рыб и целыми днями говорил: "Слава Тебе, Боже!" - потому что постоянно видел божественный промысел. Он рассказывал мне, что у рыбки с момента ее оплодотворения, когда она еще малюсенькая, как булавочная головка, есть мешочек с жидкостью, которой она питается до тех пор, пока не вырастет и не станет способной самостоятельно поедать водные микроорганизмы. То есть рыбка получает от Бога "сухой паек"! Если же Бог промышляет даже о рыбках, то насколько больше Он промышляет о человеке! Но часто человек все устраивает и решает без Бога. "У меня, - говорит, - будет двое детей [и хватит]." С Богом он не считается. Поэтому и происходит столько несчастных случаев и гибнет столько детей. В большинстве семей родится двое детей. Но одного ребенка сбивает машина, другой заболевает и умирает, и родители остаются бездетными.

Благословения чудесного божественного промысла

Иногда, Геронда, у меня бывает какое-то желание, и Бог его исполняет без моей просьбы к Нему. Как это происходит?

Бог печется о нас. Он видит наши нужды, наши желания и, когда что-то служит нам во благо, Он подает нам это. Если человеку в чем-то необходима помощь, то Христос и Пресвятая Богородица помогают ему. Когда старца Филарета [203 ] спрашивали: "Чем тебе помочь, Геронда? В чем ты нуждаешься?" - он отвечал: "То, в чем я нуждаюсь, мне пошлет Матерь Божия." Так и происходило. Когда мы вверяем себя Господу, Он, наш Добрый Бог, следит за нами и печется о нас. Как добрый Управитель Он дает каждому из нас то, что нужно. Он входит даже в частности наших вещественных нужд. И для того, чтобы мы уразумели Его заботу, Его промышление, Он дает нам ровно столько, сколько нам нужно. Не жди, однако, того, чтобы сначала Бог дал тебе что-нибудь, нет, прежде сам отдай Богу всего себя. Потому что если ты постоянно просишь чего-то у Бога, а сам с доверием не отдаешь себя Ему, то из этого видно, что у тебя есть свой собственный дом, и ты чужд вечных небесных обителей. Те люди, которые все отдают Богу и сами всецело отдаются Ему, укрыты великим Божиим куполом и защищены Его божественным про мышлением. Доверие Богу есть нескончаемая таинственная молитва, в необходимый момент бесшумно привлекающая Божественные силы туда, где в них есть нужда. И тогда Его любочестные дети нескончаемо, со многим благодарением славословят Его.

Когда батюшка Тихон поселился в каливе Честного Креста, в ней не было храма, в котором он нуждался. Даже денег на постройку у него не было - ничего, кроме великой веры в Бога. Как-то раз, помолившись, он отправился в Кариес с верою в то, что Бог поможет ему с деньгами, необходимыми для строительства церкви. На пути в Кариес его издали окликнул настоятель Ильинского Скита. Когда батюшка Тихон приблизился к нему, тот сказал: "Один добрый христианин из Америки прислал эти доллары, чтобы я дал их какому-нибудь подвижнику, у которого нет храма. У тебя как раз храма-то и нет, возьми же эти деньги и построй." Отец Тихон прослезился от умиления и благодарности Богу, Сердцеведцу, позаботившемуся о храме еще до того, как отец Тихон Его об этом просил - так что, когда он помолился об этом, деньги были уже готовы.

Если человек доверяется Богу, то Бог не оставляет его. И, действительно: если завтра в десять часов тебе что-то понадобится, то (если эта потребность не превышает пределы разумного и вещь действительно необходима) в без пятнадцати десять или в полдесятого Бог будет иметь ее готовой для того, чтобы дать тебе. Например, завтра в девять тебе нужна кружка. Без пяти девять она уже будет у тебя. Тебе требуются пятьсот драхм В час, когда они нужны, появляются ровно пятьсот драхм, причем не пятьсот десять и не четыреста девяносто. Я заметил, что если мне, к примеру, нужно что-то завтра, то Бог позаботился об этом уже сегодня. То есть еще до того, как мне подумать об этом, подумал об этом Бог, Он позаботился о необходимом заранее и дает его в тот час, когда это нужно. Я понял это, видя, сколько времени требуется для того, чтобы какая-то вещь пришла ко мне откуда-то равно в тот самый час, когда она мне нужна. Следовательно, Бог заботится об этом заранее.

Когда мы от любочестия радуем Бога своей жизнью, то Он подает независтные благословения Своим любочестным детям в тот час, когда они им нужны. Потом вся жизнь проходит в благословениях божественного промысла. Я могу часами приводить вам примеры чудесного Божия промысла.

Когда я был на войне, участвовал в боевых операциях, у меня было Евангелие, и я его кому-то отдал. Потом я говорил:

"Ах, если бы у меня было Евангелие, то как бы оно мне помогало!" На Рождество в нашу часть, находившуюся тогда в горах, прислали двести посылок из Месолонги [204 ]. Из двухсот посылок Евангелие было только в той, что досталась мне! Это было Евангелие старого издания, с картой Палестины. В посылке была и записка: "Если тебе нужны и другие книги, то напиши, и мы тебе их пришлем." В другой раз, когда я уже был в монастыре Стомион, мне понадобилась лампада для храма. В одно утро, на заре, я спустился в Коницу. Проходя мимо одного дома, я услышал, как девушка говорит своему отцу: "Папа, монах идет!" Тот вышел мне навстречу и сказал: "Отче, я дал обет пожертвовать Матери Божией лампаду. Возьми эти деньги и купи ее сам." И он дал мне пятьсот драхм - ровно столько, сколько стоила лампада в 1958 году.

Да и сейчас, когда у меня возникает какая-то нужда, Бог сразу же покрывает ее. Например, если я хочу напилить дров и не могу, то дрова в два счета приходят сами. Перед тем, как приехать к вам, я получил посылку, в ней было пятьдесят тысяч драхм - ровно столько, сколько мне было нужно. Еще пример: дал я кому-то в благословение икону "Достойно есть." На другой день мне приносят "Иверскую"! А нынешним летом [205 ], пока не прошел дождь, у меня совсем не было воды. Сейчас побрызгало маленько, и в день я набираю [от силы] полторы банки воды. В цистерне осталась вода с прошлого года, но она протухла. Как же однако устраивает все Бог! У меня есть бочка с водой. Каждый день приходит столько народу - пьют, умываются, они ведь вспотевшие приходят, а уровень воды опускается только на четыре-пять пальцев! Одна бочка на сто пятьдесят-двести человек - и не пустеет! При этом одни порой слишком открывают кран, другие забывают его закрыть, и вода вытекает, но при этом не заканчивается!

Вверение себя божественному промыслу

Человек, который следит за Божиими благодеяниями, учится ставить себя в зависимость от божественного промысла. И потом он уже чувствует себя, как младенец в колыбели, который, чуть только его оставит мать, пускается в плач и не умолкает, пока она опять не прибежит к нему. Великое дело - вверить себя Богу! Когда я только пришел в монастырь Стомион, мне было негде жить. Вся обитель была завалена строительным мусором. Возле ограды я нашел один угол, маленько прикрыл его сверху и ночи проводил там сидя, потому что лежа я бы там не поместился. Однажды ко мне пришел один знакомый иеромонах и спросил: "Слушай, да как же ты тут живешь?" - "А что, - спросил я его в ответ, - у людей мирских было больше нашего? Когда Канарис попросил займа, ему сказали: "У тебя нет Родины," то он ответил: "Родину мы отвоюем." Если такая вера была у человека мирского, то нам ли не иметь доверие Богу? Раз Матерь Божия привела меня сюда, то неужели, когда придет время, Она не позаботится о Своей обители?" И, действительно, мало-помалу, ведь как все устроила Пресвятая Богородица! Помню, когда мастера заливали бетоном потолочное перекрытие в сгоревших кельях, заканчивался цемент. Оставалось забетонировать еще треть перекрытия. Подходят ко мне мастера и говорят: "Цемент на исходе. Надо класть в бетон побольше песка и поменьше цемента для того, чтобы забетонировать все."- "Нет, - сказал я им, - не разбавляйте, продолжайте, как начали." Привезти еще цемента было невозможно, потому что все мулы были на поле. Мастерам надо было два часа идти до Коницы, потом еще два часа до поля, искать там на пастбище мулов. Сколько бы они потеряли времени... А потом у людей были и свои собственные дела, прийти в другой день они бы не смогли. Смотрю: залили две трети перекрытия. Я зашел в церковку и сказал: "Владычице моя, что же теперь?! Прошу Тебя, помоги нам!" Потом вышел я из храма...

И что потом, Геронда?

И перекрытия закончили, и цемент лишний остался!

А мастера это поняли?

Как не поняли! Как же велика иногда помощь Бога и Пресвятой Богородицы!

Бог использует все во благо.

Геронда, иногда мы начинаем какое-то дело, и появляется целая куча препятствий. Как понять, от Бога ли они?

Рассмотрим, нет ли в этом нашей вины. Если мы не виноваты, то препятствие от Бога и служит нашему благу. Поэтому не нужно расстраиваться, что дело не сделано или затягивается с завершением. Однажды, торопясь по какому-то срочному делу, я спускался из монастыря Стомион в Коницу. На одном трудном участке дороги (я называл это место Голгофой) я встретил одного монастырского знакомого, дядюшку Анастасия, с тремя нагруженными мулами. На крутом подъеме вьючные седла съехали набок, и одно животное было на самом краю обрыва - вот-вот сорвется вниз. "Бог тебя послал, отче!" - обрадовался дядюшка Анастасий. Я помог ему перевьючить мулов, потом мы вывели их на дорогу. Там я оставил его и продолжил свой путь. Прошел уже порядочный отрезок пути, как тропинка уткнулась в завал. Только что сошел большой, триста метров длиной, оползень, смявший тропу. Деревья, камни - все унесло вниз, в речку. Если бы я не задержался с мулами, то оказался бы в этом месте как раз во время оползня. "Дядюшка Анастасий, - сказал я, - ты меня спас, Бог тебя послал."

Христос с высоты видит, как действует каждый из нас, знает, когда и как Сам Он будет действовать для нашего блага. Он знает, как и куда нас повести, лишь бы мы просили у Него помощи, открывали пред Ним свои желания и давали Ему все устраивать Самому. Когда я был в афонском Филофеевском монастыре, то хотел уйти в пустыню. Я думал удалиться на один пустынный остров и уже договорился с лодочником, чтобы он приплыл и забрал меня, но, в конце концов, он не появился. Так устроил Бог, потому что я был еще неопытен и на пустынном острове здорово бы повредился, я стал бы там жертвой бесов. Тогда, потерпев неудачу с островом, я загорелся желанием уйти на Катунаки. Мне была по душе Катунакская пустыня, я молился о том, чтобы оказаться там и готовился к этому. Я хотел поселиться и подвизаться рядом со старцем Петром - мужем высокой духовной жизни. Однако произошло событие, вынудившее меня поехать не на Катунаки, а в Коницу. Однажды вечером после повечерия, я удалился в свою келью и допоздна молился. Около одиннадцати часов прилег отдохнуть. В половине второго ночи меня разбудил стук в монастырское било, созывавший братию в храм на полунощницу. Я попытался встать, но не смог. Невидимая сила сковала меня, и я был не в силах пошевелиться. Я понял, что происходит нечто особенное. До полудня я оставался прикованным к кровати. Я мог молиться, думать, но совсем не мог пошевелиться. Находясь в таком состоянии, я, как по телевизору, увидел с одной стороны Катунаки, а с другой - монастырь Стомион в Конице. С сильным желанием я устремил глаза в сторону Катунак, и тогда некий голос ясно сказал мне:

"Ты пойдешь не на Катунаки, а в монастырь Стомион." Это был голос Пресвятой Богородицы. "Матерь Божия, - сказал я, - я просил у Тебя пустыни, а Ты посылаешь меня в мир?" И я снова услышал тот же голос, строго говоривший мне: "Пойдешь и встретишь такого-то человека. Он очень поможет тебе." Я сразу же освободился от этих невидимых уз, и сердце мое преисполнилось Божественной Благодати. Потом я пошел и рассказал о случившемся духовнику. "Это воля Божия, - сказал мне духовник. - Однако - не говори никому об этом. Скажи, что по состоянию здоровья (а у меня тогда были кровотечения) тебе нужно удалиться с Афона, и уезжай."

Я хотел одно, но у Бога был Свой план. Я думал тогда, что воля Божия была в том, чтобы я возродил обитель в Конице. Так я исполнял и обет, данный мной Божией Матери, когда был на войне. "Матерь Божия, - попросил я Ее тогда, - помоги мне стать монахом, а я буду три года работать и приведу в порядок Твою сгоревшую обитель." Но, как стало ясно впоследствии, главной причиной того, что Пресвятая Богородица послала меня туда, была необходимость помочь восьмидесяти семьям, совратившимся в протестантство, вернуться в Православие.

Бог часто попускает чему-то произойти ради пользы многих людей. Он никогда не делает одно только добро, но по три-четыре добра вместе. И злу Он никогда не попускает случиться, если из него не произойдет много добра. Все: и ошибки, и опасности Он употребляет в нашу пользу. Добро и зло между собой перемешаны. Хорошо бы, если бы они были порознь, но встревают личные человеческие интересы и перепутывают их между собой. Однако Бог извлекает пользу даже из этой путаницы. По этому следует верить, что Бог попускает произойти только тому, из чего может выйти добро, потому что Он любит Свое создание. Например, Он может попустить какое-то малое искушение для того, чтобы уберечь нас от искушения большего. Как-то раз один мирянин был на престольном празднике в каком-то святогорском монастыре. Там он выпил и захмелел. На обратном пути из монастыря он упал на дороге. Пошел снег, его занесло, но от винного духа в сугробе над ним образовалось отверстие. Шел мимо того места один прохожий. Увидев отверстие в снегу, он с удивлением произнес: "Это что же здесь такое? Не родник ли?" и ударил по отверстию палкой. "Ox!" - закричал пьяный. Так Бог не дал ему погибнуть.

Божия благодеяния пробивают брешь в сердце.

Геронда, чего хочет от нас Бог?

Бог хочет нашего произволения, нашего благого расположения, проявляемого, пусть даже и немного, но любочестным подвигом. Также Он хочет, чтобы мы сознавали свою греховность. Все остальное дает Он. В духовной жизни не требуются бицепсы. Будем смиренно подвизаться, просить милости Божией и за все Его благодарить. Над человеком, который без всякого собственного плана отдает себя в руки Божии, исполняется план Бога. Насколько же человек уцепился за свое "я," настолько он остается позади. Он не преуспевает духовно, потому что препятствует Божией милости. Для того чтобы преуспеть, требуется многое доверие Богу.

В каждое мгновение Бог любовию Своей ласкает сердца всех людей, но мы не чувствуем этого, потому что наши сердца покрыла накипь. Очистив свое сердце, человек умиляется, тает, сходит с ума, видя благодеяния и доброту Бога, равно любящего всех людей. За тех, кто мучается, такому человеку больно, за тех, кто ведет духовную жизнь, он испытывает радость. Если любочестная душа размыслит об одних лишь благодеяниях Божиих, то они могут взметать ее ввысь, а что говорить, если она размыслит о множестве своих грехов и о многом благоутробии Божием! Если душевные очи человека очистились, то он, видя Божию заботу [о себе и других], чувствует и переживает весь божественный промысел своим чутким обнажившимся сердцем, он тает от благодарности, он становится сумасшедшим в добром смысле этого слова. Потому что Божие дары, когда человек ощущает их, пробивают брешь в сердце, разрывают его. И затем, когда, лаская любочестное сердце, Божия рука прикасается к этой бреши, человек внутренне взметается, а его благодарение Богу становится большим. Те, кто подвизается, чувствуя как собственную греховность, так и благодеяния Божий, и вверяет себя Его великому благоутробию, возводят свои души в рай с большей надежностью и меньшим телесным трудом.

Благодарность Богу за малое и многое.

- "Я верю, что Бог поможет мне," - говорят некоторые, но при этом стараются накопить денег для того, чтобы не испытывать никакого лишения. Такие люди насмехаются над Богом, потому что вверяют себя не Ему, а деньгам. Если они не перестанут любить деньги и полагать на них свою надежду, то они не смогут возложить свою надежду на Бога. Я не говорю, что людям не нужно иметь каких-то сбережений на случай нужды, нет. Но не следует полагать свою надежду на деньги, не нужно отдавать день гам свое сердце, потому что, поступая так, люди забывают Бога. Человек, который, не доверяя Богу, строит собственные планы, а потом говорит, что так хочет Бог, "благословляет" свое дело по-диавольски и постоянно мучается. Мы не осознали того, насколько силен и добр Бог. Мы не даем Ему быть хозяином, не даем Ему управлять нами и поэтому страдаем.

На Синае, в келье святой Епистимии, где я жил, воды было совсем чуть-чуть. В одной пещере, примерно в двадцати метрах от кельи, из расселины в скале по капле сочилась вода. Я сделал маленький водосборник и набирал по три литра воды за сутки. Приходя за водой, я подставлял железную банку и, пока она наполнялась, читал акафист Пресвятой Богородице. Я немножко смачивал голову, только лоб, это помогало мне, так посоветовал один врач, набирал немного воды для питья, в отдельную баночку набирал немножко водички для мышек и птичек, живущих при моей келье. Для стирки и прочих нужд я использовал эту же самую воду из пещеры. Какую же радость, какое благодарение испытывал я за ту немногую воду, которую имел! Я славословил Бога за то, что у меня была вода.

Потом, когда я приехал на Святую Гору и ненадолго поселился в Иверском скиту, там, поскольку сторона была солнечная, недостатка в воде не было. Там была одна цистерна, вода из которой переливалась через верх. У! Я мыл и голову, и ноги, но... старое позабылось. На Синае на мои глаза, от благодарности за малую воду, наворачивались слезы, а здесь, в скиту, от изобилия воды я впал в забывчивость. Поэтому я ушел из этой кельи и поселился подальше, метрах в восьмидесяти, где была маленькая цистерна. Как же теряется, как забывается человек от изобилия!

Мы должны полностью, безусловно, вверить себя божественному промыслу, Божией воле, и Бог попечется о нас. Один монах пошел как-то вечером на вершину горы, чтобы совершить там вечерню. По пути он нашел белый гриб и возблагодарил Бога за эту редкую находку. На обратном пути он хотел срезать этот гриб и приготовить его себе на ужин. "Если миряне станут спрашивать меня, ем ли я мясо, - рассуждал в своем помысле монах, - то я могу сказать им, что ем каждую осень!" Возвращаясь в каливу, монах увидел, что, пока он читал вечерню, на гриб наступило какое-то животное, и целой осталась только половина. "Видно, - сказал монах, - столько мне надо съесть." Он собрал то, что осталось, и поблагодарил Бога за Его промысл, за половинку гриба. Чуть пониже он нашел еще полгриба, нагнулся, чтобы срезать и восполнить недостаток для ужина, но увидел, что гриб трухлявый (возможно, он был ядовитым). Монах оставил его и снова возблагодарил Бога за то, что Он уберег его от отравления. Вернувшись в каливу, монах поужинал половиной гриба. На следующий день, когда он вышел из дома, его глазам открылось чудесное зрелище. Повсюду вокруг каливы выросли прекрасные грибы, и, увидев их, монах снова возблагодарил Бога. Видите, он возблагодарил Бога за целый гриб и за половинку, за хороший и за плохой, за один и за много. Он был благодарен за все.

Добрый Бог подает нам щедрые благословения, и Его действия направлены нам на пользу. Все имеющиеся у нас блага - это Божие дары. Он все поставил на службу своему созданию - человеку, Он сделал так, чтобы все: и животные, и птицы, и малые, и великие, даже растения - жертвовали собою ради него. И Сам Бог принес себя в жертву для того, чтобы избавить человека. Не будем же равнодушны ко всему этому, не будем ранить Его своей великой не благодарностью и бесчувствием, но станем благодарить и славословить Его.

См.: Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. СТСЛ, 1904.

См.: Исх. 16:19-20.

Нартекс - западная часть храма, паперть. - Прим. пер.

Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С.62-65.

Город в Центральной Греции. -Прим. пер.

Произнесено летом 1990 г.

См.: Евр. 12:1.

Ин. 11:25-26.

См.: Зах. 11:1-13.

См.: Пс. 21: 19. 3

См.: Иер. 18:2; 32:9. Мф. 27:7-9.

Деян. 9:1-18.

См.: Мф. 14:30.

См: Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 9.

Мф. 17:20. Лк. 17:6

В этом случае под верой подразумевается простое принятие бытия Бога, недостаточное для жизни во Христе.

См.: Евр. 11:1.

Богородичен на Великом повечерии, глас 6.

См.: Мф. 9:29. Мк. 9:23.

Ср. Ис. 6:9-10

3 июня 1979 года Старец Паисий молился по четкам, говоря: "Святые дня, молите Бога о нас." Он не помнил, память какого святого совершалась в тот день, и не мог найти очки, чтобы посмотреть в месяцеслове (всего несколькими днями ранее Старец переехал в келью "Панагуда" и еще не разобрал свои вещи). Тогда его посетил святой мученик Лукиллиан, память которого празднуется 3 июня, и трижды повторил ему свое трудное имя.

Среди благочестивых христиан Греции распространена традиция устройства вдоль дорог крохотных часовенок, обычно в благодарность Богу, Пресвятой Богородице или святым, или же в память близких, погибших в автомобильных катастрофах. - Прим. пер.