Святой паисий святогорец, житие, молитва, акафист. Житие святого паисия святогорца Паисий святогорский

Фото с сайта apologeticum.ro

«Ты делай свое дело, а я буду делать свое»

У старца Паисия (1924-1994) в отношении смерти не было беспокойства. Болезням, терзавшим его с юности, он говорил: «Ты делай свое дело, а я буду делать свое».

Когда он только принял монашество, его мучил кашель с кровью. На протяжении многих лет ничего не помогало — врачи поставили неправильный диагноз. Потом выяснилось, что это бронхоэктаз и лишь после сложной операции (удалили левое легкое) стало легче.

Отец Паисий не переносил холод, на малейших сквозняках начинал чихать и кашлять. Страдал от межпозвоночной грыжи, после того, как пытался поднять тяжелый обломок гранита, живя на Синае. За несколько лет до смерти его мучили кишечные кровотечения.

О. Паисий только иногда просил, чтобы Бог дал ему силы подниматься с кровати и что-то делать, но не уменьшать боль. С просьбой выздороветь старец к Богу не обращался. Был убежден, что «так правильно», и «да будет воля Твоя».

Я привык к боли

Фото с сайта poimin.gr

В октябре 1994 года у старца случился заворот кишок. Ему пришлось лечь в больницу на обследование, оказалось — последняя стадия рака. Когда старцу Паисию сообщили о диагнозе, он неожиданно воскликнул: «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец: «Будь здоров, прощай несчастный этот мир!» Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть!»

4 февраля 1994 г. отцу Паисию сделали операцию, опухоль толстой кишки удалили, но рак уже поразил печень и легкие.

В больнице один святогорский монах спросил у старца: «Геронда, вам больно?» Старец ответил: «Я привык к боли. Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла вся монашеская жизнь».

Молитва исполняется, если она становится жертвой

Фото с сайта vimaorthodoxias.gr

О. Паисия спрашивали: «Почему вы не молитесь о том, чтобы Бог исцелил вас? Ведь мы в вас так нуждаемся!» Старец отвечал: «Что? Обманывать Бога? Ведь я же сам просил Его о том, чтобы Он дал мне эту болезнь».

Старец часто утешал и молился об исцелении тех, кто болен раком. Но и сам был готов перенести то же испытание, от которого сегодня страдает столько людей. По словам самого о. Паисия, молитва исполняется, когда она становится жертвой:

«Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит.

Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что бросаю слова на ветер.

Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение - конечно, если это пойдёт на пользу другому.

Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?»

Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого!

Но есть и такие, кто не ест сладкого, чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христос дал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступает в родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать».

Последний день в больнице

Изображение с сайта epilekta.com

После операции о. Паисию немного полегчало, и он собрался вернуться на Афон. Но состояние опять ухудшилось и он остался в монастыре в Суроти. Люди увидели в этом возможность проститься со старцем.

О последнем дне старца Паисия в больнице, куда его возили из монастыря на процедуры, свидетельствуют дневниковые записи Христофора Иконому, который находился рядом со святым до его кончины.

«Собралось множество людей, и нам сообщили, что о. Паисий выйдет в вестибюль благословить нас. В назначенный час он вышел, и врачи, больные, медсестры, персонал − все собрались вокруг него. Старец всех благословил.

Вот к нему подходит один пациент и целует его руку, старец взаимно поцеловал руку больного. И каждый старался дотронуться до старца, пожать ему руку.

Люди со всех сторон окружили машину. Вот машина завелась, но из-за множества народа, обступившего ее, двигалась очень медленно. Врачи, медсестры, персонал − все спустились вниз и, возложив руки на машину, медленно следовали за старцем, провожая его.

Сама эта картина была похожа на Вход Господень в Иерусалим, только вместо ослика здесь была машина!

Многие плакали. Кажется, и сам старец плакал».

Кончина старца

Могила старца Паисия в монастыре Суроти. Фото с сайта dobrotoliubie.blogspot.com

Последняя ночь для о. Паисия была мученической. Во время болевых приступов, от которых человек может лишиться ума или теряет сознание, старец призывал Пресвятую Богородицу: «Сладкая моя Панагия!» После одного из них он около двух часов был без чувств. Придя в себя, старец произнес: «Мученичество, настоящее мученичество». Потом мирно испустил дух.

Это случилось 12 июля 1994 года в 11 часов утра, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Святой был погребен за алтарем храма преподобного Арсения Каппадокийского в Суроти. Он просил, чтобы его похороны прошли как можно тише, а могила оказалась бы в беззвестности. Волю старца исполнили частично: только через три дня народ узнал о кончине святого.

Но, как только разнеслись об этом слухи, люди толпами со всей Греции прибывали, чтобы поклониться могиле своего геронды. На мраморной плите выбили его стихи:

Здесь жизни прервалось земной

Последнее дыханье.

И Бога молит Ангел мой

Души во оправданье.

А рядом мой святой одет

В небесные одежды,

Душе вымаливает Свет

Спасительной надежды,

Где Светлая Мария

– Святая Панагия.

монах Паисий Святогорец.

Паисий Святогорец или преподобный Паисий Афонский - великий подвижник XX века. Для всей Греции он стал истинным духовным светочем. Сохранилось множество высказываний старца Паисия. Его слово наполняло души теплом, от которого в них распускались цветы добродетели. Как великий духовный наставник он умел самые глубокие истины донести на простом и понятном каждому языке. Яркие примеры и сравнения, искрометный юмор отца Паисия цепляли и ум, и душу. Считая смирение и любовь духовным фундаментом, каждого он побуждал с их помощью открывать в себе «нового человека», победив погрязшего в страстях человека «ветхого». Слово Паисия Святогорца вдохновляет бороться со страстями и обрести духовную свободу.

Преподобный Паисий Афонский. Фото с сайта - orthodoxanswers.gr

Мирское имя преподобного Паисия - Арсений Эзнепидис. Родился Арсений 25 июля 1924 года в каппадокийском селении Фарасы незадолго до начала греко-турецкого обмена населением. Его родителей звали Продромос и Евлампия, помимо Арсения в их семье было еще восемь детей.

Арсений Эзнепидис с родителями Продромосом и Евлампией

В августе 1924 года, ровно за неделю до того, как жители Фарас начали переселение с территории Турции в Грецию, ребенок был крещен. Таинство совершил сам Арсений Каппадокийский, который позже будет причислен церковью к лику святых. Родители желали наречь сына в честь деда Христосом, но преподобный Арсений настоял и дал ребенку свое имя, чтобы «оставить монаха по стопам своим». Так преподобный предсказал монашеское будущее одного из самых прославленных подвижников XX века.

Спустя пять недель после крещения Арсения семья Эзнепиди в числе других греческих переселенцев прибыла в порт Пирей, откуда была отправлена на Керкиру. Еще через полтора года семья переедет и окончательно осядет в городе Коница, недалеко от Янины. Здесь Арсений окончит начальную школу. Еще в школьные годы мальчик начал изучать Священное Писание и жития святых. С юных лет стало очевидным его желание стать монахом. Все, кто знал его ребенком, уже тогда отмечали особый свет в его глазах и печать благодати на челе.

По окончании школы Арсений освоил профессию плотника, и, отработав несколько лет, отправился на фронт полыхавшей в Греции гражданской войны. Получил увольнение в 1949, три с половиной года прослужив радистом. Во многих публикациях, посвященных жизни святого Паисия, его называют «Божьим связистом», так как однажды сам старец сравнил монашеское служение со службой в армии: «Монахи - радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, Он спешит на помощь».

Арсений Эзнепидис в годы армейской службы

Закончив службу в армии, Арсений окончательно решил нести другую службу, «воинскую службу Царю Небесному» - как назвал монашество преподобный Нил Мироточивый.

Сразу по увольнении из армии он впервые отправился на Афон, но пробыл там недолго, так как пообещал отцу вернуться и помочь в семейных делах.

Через год Арсений вновь отправится на Святую гору. В скиту святого Пантелеимона он встретит отца Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш, и останется при нем послушником. Дальнейший духовный путь продолжит в монастыре Эсфигмен, где примет рясофорный постриг с именем Аверкий. Братия монастыря отметит великие любовь и смирение, с которыми инок Аверкий нес послушание.

Спустя четыре года отец Аверкий покинет Эсфигмен и перейдет в монастырь Филофей, где в марте 1956 года будет пострижен в монахи с именем Паисий, в честь митрополита Кесарийского Паисия II, также уроженца Фарас.

Отец Паисий стремился к уединению, и даже собирался удалиться от людей на пустынный остров, но у Бога был иной замысел. Паисий нужен был людям. Поэтому спустя некоторое время он и вовсе окажется вдали от уединения Святой горы. Получив «внутреннее извещение», он отправится в Стомио, где займется восстановлением монастыря Рождества Пресвятой Богородицы.

Пребывая в Стомио, отец Паисий занимался не только делом устроительства обители. Провел он и огромную духовную работу: его усилиями вернулись к православию многие уклонившиеся в протестантизм семьи. За мудрость, человеколюбие и скромность отец Паисий снискал всеобщие любовь и уважение. Он помогал нуждающимся, не жалея отдавая свое; выслушивал, утешал и поддерживал отчаявшихся, наполняя их души верой.

Духовный поиск заставит отца Паисия покинуть монастырь в Стомио. Его путь лежал на Синай. Старец поселится в пустыне в келье святых мучеников Галактиона и Епистимии. Он усердно молился, держал строгий пост, а также занимался ручным трудом - мастерил деревянные кресты для продажи паломникам, а на вырученные деньги кормил бедуинов, которые очень его полюбили.

Преподобный Паисий Афонский

После Синая старец Паисий вновь вернется на Афон и поселится в Иверском скиту. В 1966 году случится несчастье: из-за тяжелой болезни ему отнимут часть легких, а хирургическое вмешательство даст осложнения на глаза.

Старец смиренно все примет и даже поблагодарит Бога за то, что из телесного недуга вынес пользу для души: «Раньше, читая в Священном Писании о Страстях Господних, я воспринимал это как исторический факт. И о мучениях святых - также. Отныне же я буду им сопереживать, потому что и самому мне довелось пережить небольшую боль».

Еще до операции, когда отец Паисий находился в больнице, к нему обратились с просьбой организовать женский монастырь с афонским уставом. После выписки из больницы старец нашел место для строительства обители - недалеко от Салоник в поселении Суроти. Здесь и будет основан монастырь Иоанна Богослова, где сразу же начнут селиться сестры. Отец Паисисий до возвращения на Афон, пока здоровье его окончательно не окрепло, оставался в Суроти, помогая сестрам в устроении обители. Впоследствии, игуменья Филофея вспоминала, что уже тогда, в относительно молодом возрасте, отец Паисий обладал поистине старческой мудростью и вникал в сложнейшие духовные переживания. Монахиням он всегда помогал советом, и, даже поселившись вновь на Афоне, переписывался с сестрами. До самой своей кончины старец Паисий опекал монастырь Иоанна Богослова.

Женский монастырь Иоанна Богослова, Суроти. Фото с сайта - 2.bp.blogspot.com

Окончательно оправившись после операции, отец Паисий вернулся на Святую гору, где поселился в Ипатьевской келье монастыря Великая Лавра. Тем временем, слава о его мудрости и добродетели распространилась далеко за пределы Святой горы, к нему за советом и благословением начали приезжать сотни людей.

В 1979 году старец Паисий вновь отправится в Кутлумуш. Он поселится отшельником в заброшенной келье Панагуда. Сюда для беседы со старцем последуют толпы. Людей было так много, что вскоре появились даже специальные знаки, указывающие путь к келье старца. К нему не только приезжали, но и слали письма с просьбами о помощи. Отец Паисий не отказывал никому, отдыхая всего по несколько часов в сутки. Несмотря ни на толпы паломников, ни на болезнь, он продолжал вести суровую аскетическую жизнь, что сказывалось на его здоровье.

Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедивостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским .

При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.

Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.

С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.

Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.

Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.

Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.

Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.

Воинская служба

В 1945 году Арсений был призван в Армию, получил воинскую специальность радиста. Подразделение, в котором служил будущий Святогорец, участвовало в боевых действиях. Арсению не раз приходилось испытывать смертельную опасность и трудности, но он не унывал, а уповал — на Бога. И не оставил его.

Однажды на стрельбище Арсений стал свидетелем необыкновенного свечения, невидимого для других. Оно исходило из оврага. Позже он выяснил: на том месте расстреливали осужденных, среди которых, вероятно, были и невиновные. Промыслом Божьим Арсений был избавлен от участия в этих расстрелах.

Жизнь на Афоне

В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски не привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.

Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.

В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.

Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.

Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.

Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.

Начало монашеского пути

27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».

Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.

В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.

В послушании у старца

Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.

Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.

В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как в хорошем плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.

Поступление в монастырь Филофей

В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадокийского . Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.

Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.

В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.

Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.

К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строго и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила делать уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.

3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.

На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.

Однажды он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.

А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.

Монастырь Стомион

В 1958 году Паисий, во исполнение Божественной воли, оказался в сгоревшем монастыре Стомион. Ни денежных средств, ни материалов, необходимых для восстановления обители, Паисий не имел. Христиане обрадовались появлению подвижника и готовы были оказывать ему посильную помощь.

Владыка благословил отца Паисия ездить по окрестным селениям с мощами святых и собирать пожертвования. Некоторые люди жертвовали по тарелке пшеницы, однако Паисий не приберегал её для продажи, а отдавал священникам, чтобы те раздавали её нуждающимся.

Ходатайством Пресвятой Богородицы нашлись люди, которые способствовали восстановлению монастыря денежными средствами, строительными и отделочными материалами, транспортом, личным трудом.

Помимо строительных работ Паисий прилагал много усилий в деле нравственного воспитания населения, отучал от разгульных пирушек и плясок, которые прежде устраивались возле монастыря. Рассказывают, что справа от входа он выкопал могилу и водрузил над ней крест, а потом зажигал там лампаду и кадил.

В какое-то время в Конице активизировались сектанты — евангелисты. Они настолько умело пропагандировали свою веру, что число их последователей неуклонно росло. В ответ Паисий составил письменное разоблачение и подвесил его к монастырским дверям. Кроме того, он неоднократно беседовал со слушателями еретических проповедей и своими ревностными увещеваниями отклонял их от опасности приобщения к секте.

Наряду с заботой о духовно-нравственном состоянии людей, отец Паисий проявлял заботу о материальной поддержке бедняков. По договоренности с властями, он установил в разных кварталах Коницы специальные благотворительные копилки, назначил ответственных за сбор и создал попечительский совет, распоряжавшийся распределением средств. Для ухода за стариками он направлял добровольцев. Сдавая в аренду беднякам монастырские земли, он не требовал за неё денег, а лишь просил, чтобы в случае хорошего урожая уделили монастырю столько, сколько сочтут необходимым.

Стараниями отца Паисия в Коницу были перенесены мощи преподобного Арсения Каппадокийского . Для этого он ездил на Керкиру, участвовал в обретении мощей и лично омывал их вином и водой.

К сожалению, не все относились к Паисию с пониманием. Кому-то не нравилось, что он запрещал неуместные развлечения, а кто-то заглядывался на монастырские владения. Нашлись и такие, которые требовали изгнать Паисия. Тогда он уехал на Святую гору, но жители стали просить его вернуться. Он и вернулся, а в 1961 году вновь отправился на Афон, затем вновь возратился.

Через какое-то время, вступив в переписку с Синайским архиепископом Порфирием и получив от владыки благословение жить на Синае, Паисий переселился на Синайскую Гору. Шел 1962-й год.

Жизнь пустынника на Синайской Горе

Рассказывают, что в первое время по прибытии Паисия на Синайскую Гору, там стояла тяжёлая засуха. Когда монастырь стал готовить к отправке за водой караван из верблюдов, старец попросил не отправлять его в этот день. Ночью он предался молитве, и пошёл дождь.

Какое-то время отец Паисий участвовал в столярных работах, связанных с реставрацией икон. Затем, испросив благословение на уединенную жизнь в пустыне, он поселился в келье святых Галактиона и Епистимии. Недалеко от этого места был небольшой родник. Воды было мало, но старец делился с животными и птицами.

По воскресеньям, а иногда реже он посещал монастырь: причащался, помогал петь и читать, принимал участие в монастырских работах, наставлял обращавшихся к нему за советами.

Диавол не оставлял Паисия и здесь. Однажды, когда он потряхивал старый будильник, диавол стал внушать ему мысль, что если бы он был женат, то качал бы не будильник, а ребёнка. Старец тут же его зашвырнул.

К 1964 году здоровье Паисия сильно ухудшилось. Как ни жаль было расставаться с любимой пустыней, Паисий вынужден был возвратиться на Афон.

Ухудшение здоровья

Вернувшись на Святую Гору, отец Паисий поселился в Иверском скиту. Он охотно помогал окружавшей его братии, а по возможности предавался безмолвному уединению, занимался молитвенным деланием и богомыслием.

Между тем болезнь прогрессировала. Оказалось, что диагноз, поставленный в прошлые годы, был неправильным. Тогда как Паисия лечили от туберкулеза, в действительности его мучил бронхоэктаз. В 1966 году ему сделали операцию, удалив почти всё левое легкое.

Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал.

Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Ставроникитский монастырь.

10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста.

21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского . В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа.

В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита.

Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света.

Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия

Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.

В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.

22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него — рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.

Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля отец Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.

13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя-́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте-ше́-ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́-ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак преподобному Паисию Святогорцу

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Чудеса ждут нас везде и всегда, стоит только в них поверить. Именно так можно сказать о деяниях этого святого. Преподобный Паисий Святогорец – человек поистине великой благодати, которой нет конца и края, о которой знают и в которую незабвенно верят тысячи людей по всему миру, ибо сила её чудотворна, а величие духа настолько огромно, что может заполонить собою всё существующее на земле.

Паисий – самый великий духовный наставник греческого народа, признанный пророк XX века. Он жил на горе Афон и был широко известен своими праведными делами и наставлениями, что помогали людям отыскать правильную дорогу в жизни, избавиться от всего злого и греховного, а в конце пути обрести умиротворение и покой.

Во время гражданской войны в родной стране он стал солдатом действующей армии. После её окончания помогал своей семье в восстановлении, а затем по зову сердца стал послушником и поселился на горе Афон. Там преподобный прослыл настоящим подвижником, так как активно помогал бороться с разного рода протестантскими течениями.

После поездок по Греции, в которых он словом и делом доказывал, что его дар Божий всесилен, святой сначала вернулся в родную обитель, куда к нему приходило огромное множество людей, а после тяжёлой болезни лёгких поселился в монастыре близ города Суроти, где умер и был похоронен. Могила Паисия Святогорца и до сегодняшнего дня находится за алтарём монастыря преподобного Арсения Каппадокийского.

Святой Паисий Святогороец — чудотворец

Чудеса вечны! И эту неоспоримую истину преподобный доказывал как при жизни, так и после своей смерти. Особенно сильной была его помощь онкобольным и людям, страдающим расстройством психики. Его святой лик наблюдали при страшных дорожных авариях – и люди выживали после трагедий. Ко многим он приходил просто в больничных палатах и помогал встать на ноги.

Есть несколько исторически заверенных фактов, которые свидетельствуют о неоценимой и чудесной силе старца:

  • случай произошёл с 6-летним мальчиком, имеющим задержку в развитии, который однажды упал в глубокую шахту лифта. В больнице выяснилось, что ребёнок не имеет ни одной царапины. А после того, как его повели в храм, он указал на картину с изображением старца Паисия, показывая жестами, что именно он и стал его спасителем;
  • один рабочий, собираясь домой, в темноте наткнулся на крючок из проволоки, и она угодила ему прямо в глаз. Пока его друг пытался помочь ему и собирался отвезти в больницу, он увидел образ старца в чёрной сутане. Сначала мужчина почувствовал озноб, а затем кусок метала сам выпал из его глаза. По приезду в больницу ему понадобилась минимальная медицинская помощь. На следующий день после этого события он увидел фото святого в одном из магазинов и купил его. С тех пор оно всегда с ним;
  • человек чудом выжил после ужасной дорожной аварии – его автомобиль практически рассыпался на части. В больнице к нему явился монах и сказал, что он обязательно выживет. Мужчина выжил – и это все назвали настоящим чудом. После он случайно увидел лик старца на обложке книги в магазине, купил и прочёл её. А после полного выздоровления поехал на гору Афон, рассказал и случившемся и исповедался духовнику, затем, несмотря на уговоры родных, принял сан и отрёкся от мирской грешной жизни;
  • у сестры одной женщины обнаружили рак груди. Положение было критическим. Но у её подруги имелась великая святыня – шарф Паисия. Она попросила его, принесла сестре, и та в забвении молилась с ним день и ночь. Вещь вернули владелице, а после очередного осмотра врачи признали женщину полностью здоровой.

Велики и до конца не поняты людьми чудеса, которые совершал Паисий Святогорец. Икона его хранит великую силу, к которой обращаются люди по всему миру в надежде получить хоть малейший шанс на спасение. И старец-монах смотрит на них со святого лика, внимает их молитвам – и всегда помогает, потому что пришедший к нему несёт в своём сердце веру, а её побороть нельзя.

Паисий Святогорец о любви

Преподобный говорил, что самым лёгким путём к спасению является смирение и любовь. И если человек не имеет этого, его дела будут судимы на небесах после смерти. Эти благодетели даруют Божью милость и открывают врата в рай, где ожидает вечная жизнь.

Тот, кто праведно верует, должен быть готовым принести себя в жертву, таким образом показывая свою любовь к Господу и ближнему. А самое главное – великая любовь в силах уничтожить всё зло на земле – и тогда наступит великая благодать: все будут жить в мире, согласии и смирении, почитая Всевышнего и сохраняя веру в душе.

Силою злочестивых правителей турецких понуждаемые, родители и соотечественницы твоя, прехвальный Паисие, преселися суть из восточныя страны Каппадокийския в пределы западныя Конитския, идеже ты, достохвальне отче, начал еси преславное восхождение твое по лествице совершенства духовнаго; яко еще во дни детства твоего явился еси источником света для всех, вокруг тебе сущих, иже видевши драгоценныя дарования твоя, воспеша всех благ духовных Подателю: Аллилуйя!

Икос 3

Имуще пред очима твоима благий пример родителей богобоязненных, прехвальне Паисие, от дней детства твоего познал еси животворящую силу благодати Божия, и образ будущего совершенства явил еси в себе, наставлениям благочестивой матери твоея усердно следуя; и был дитятию возрастом, обаче старец душею; мы же умиляемся преславному просветлению сердца твоего, со радостию воспеваем тя сице:
Радуйся, в часы юности твоея скоротекущия страсти мира сего отринувый!
Радуйся, благосовершенным постничеством драгоценный венец непорочности стяжавый!
Радуйся, во дни младости твоея дар непрестанной молитвы приявый!
Радуйся, от игрищ и забав детских в созерцание мира Христова удаливыйся!
Радуйся, милость Господа, возвеселяющаго младость, к юношам заблудшим приклоняющий!
Радуйся, укрепление в целомудрии и благочестии девам христианским дарующий!
Радуйся, родителей и наставников в мудрости детоводительства утверждаяй!
Радуйся, всем нам в меру возраста Христова во всяком обстоянии восходити помогаяй!

Кондак 4

Бурею помышлений сомнительных смущаемы, како по достоянию возможем пети тя, богоблаженне отче Паисие, яко Господь призва тя к защищению и обороне отчизны твоея и всего мира христианскаго от неверия во Христа, источника и смысла бытия человеческаго, яко ты исполнившись велию любовию к Богу и ближним, решительно и смело провозглашая еси истину Евангелия Христова, примером твоим укрепляя всех благовестников Божиих; мы же веру твою воспевая, на предстательство твое, за ны уповая, воспеваем Троице Святой и тебе: Аллилуйя!

Икос 4

Слышавши слова Господни, яко Царствие нудится и токмо нужницы восхищают е, усердно подвизался еси, богомудре Паисие, в борьбе не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной, неустанныя молитвы вознося и жертвы духовныя сотворяя Господеви обращения и спасения ближних и дальних твоих ради; и сего ради драгоценныя и нетленныя венцы от Творца нашего приял еси. Мы же многократныя воздаяния принося Христу, Дивному во святых Своих, жертву хвалы, тебя, отче всеблагий, величаем сице:
Радуйся, волны страстей и сомнений человеческих о камения веры разбивый!
Радуйся, пример совершеннаго и благаго самосовершенствования явивый!
Радуйся, блага земныя ради сокровищ Небесных оставивый!
Радуйся, в огне испытаний веру твою, аки злато в горниле, закаливый!
Радуйся, великодушием твоим свет, вся вокруг тя озарявый, источавый!
Радуйся, в годину смут, печалей и невзгод страждущим велию помощь твою сотворивый!
Радуйся, всем путем жития твоего образ жития во Христе нам показавый!
Радуйся, не токмо против недруг отчизны твоея, но и против врага спасения ратобортвовый!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 5

Божественным светом озарена бе душа твоя, о прехвальный Паисие, яко во дни юности твоея отреклся еси от скоротекущих благ мира сего и всецело предал еси ся в руце Христовы, собирающия воинство иноческое. Ты бо, совершенное доверие стяжавше ко Спасителю и благодатию Его укрепившись, скоро стяжал еси совершенство духовное и стал еси ангелом земным, во Христа облекошеся, воспел еси Ему: Аллилуйя!

Икос 5

Видевше подвизи богоугодные отцев, на Синае подвизающихся, удалился еси, угодниче Христов, в богоспасаемую обитель сию, дабы верно и усердно Спасителеви тамо послужити. Ты бо, богомудре отче, преодолел еси страсти мирския и претворил еси себе в мужа совершенна в добродетелех и делании духовнем, ревностно горящим и подвизающимся ради Вечней Истины Божией. Милосердный же Господь обильно воздаде ти от неисчетных сокровищ и щедрот Своих. Мы же, вся сия ныне поминающее, величаем тя сице:
Радуйся, три лета многотрудно в пустынех синайстих подвизавыйся!
Радуйся, в сокровенней пещере хлад и зной кротце претерпевый!
Радуйся, человече небесный, всю суету и гордость житейскую низложивый!
Радуйся, злоухищрения и козни бесовстии упованием на Христа Распятаго победивый!
Радуйся, начаток всеусердных молений твоих о блазе всего мира тамо положивый!
Радуйся, светом Истины Христовой мрак греховный разгоняющий!
Радуйся, в покаянии обновляти и преображати души наша научающий!
Радуйся, всецелым доверием ко Христу души наша укрепляющий!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 6

Проповедник милосердной любви Божия Матери к падшему роду человеческому явился еси, преподобне Паисие, егда по свершении подвигов твоих на Синае призван был еси Ею в земный вертоград Ея, на святую Гору Афонскую, идеже пребывая, от силы в силу восходил еси, благодарящее непрестанно Царицу Небесную ради пречуднаго Ея Покрова, коим осеняет Она весь мир, вызваляя его из мрака горестей, забот и страданий. Сыну же Ея всерадостно и неустанно воспевал еси: Аллилуйя!

Икос 6

Возсия на Горе Афонстей вертоград святых отец преподобных, их же примеру последовати желая, усердно подвизался еси, всехвальный Паисие, восходя по лествице добродетелей богоугодных, возрастая в праведности Христовей; подобно мудрой пчеле собирал еси духовный мед учений святоотеческих. От богомудраго старца Тихона наставление в делании духовном приял еси, следуя ему в послушании всесовершенном. Мы же восхождение к вершине святости воспети дерзая, вопием ти сице:
Радуйся, яко через тебе Всеблагий Господь славу святой Горы Афонстей возрасти!
Радуйся, яко новаго сына возлюбленнаго Всепречистей Матери Своея Иисус тя поручи!
Радуйся, богопросвещенным старцем Тихоном в делании духовнем укрепленный и утвержденный!
Радуйся, с велию любовию и всецелою самоотдачею авве твоему послуживый!
Радуйся, муж мудрый, Духом Святым движимый!
Радуйся, послеже и мнозих иных в вере и благочестии богомудро и пречудно возрастивый!
Радуйся, богомудрыя писания ради славы Христовой и пользы нашея оставивый!
Радуйся, от путей искушений и соблазнов чад твоих духовных оберегавый!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 7

Хотяще в велицей и совершенней любови Творца нашего выну пребывати, сотворил еси себе, о богоносне отче Паисие, быти благим орудием Господним, яко через тебе со всею силою Своею яви Всевышний обновляющее милосердие и исцеляющее попечительство Свое для душ людских, во мраце греховнем сущих. Мы же, сия ныне поминающе, величаем и славословим Господа нашего, тебя, преподобне отче, аки спутника на дороге спасения нам дарованнаго, взывая: Аллилуйя!

Икос 7

Новый и преславный наставниче всему миру христианскому явился еси, о всеблагий отче Паисие, ты ревностно и свято последовал еси словесем Спасителя нашего, рекшаго: «яко узрят людие благия дела ваша», да прославят Отца вашего Небеснаго(Мф.5:16). На тебе же, отче наш, глаголы сия во всей силе своея свершилися, яко востекоша во след тебе мнозии и Христа обретоша. Мы же сия поминающее, на попечительство твое уповаем и возносим ти похвалы сия:
Радуйся, богомудрый наставниче, писаниями твоими в вере и благочестии нас утверждающий!
Радуйся, органе Духа Святаго, радость покаяния нам возвещающий!
Радуйся, пречудный пророче, язвы века сего пред нами обнажающий!
Радуйся, милосердный врачу, неисцельныя недузи побеждающий!
Радуйся, премудрый душепопечителю, от тяжких скорбей избавляющий!
Радуйся, елее благодатный, раны сердец наших заживляющий!
Радуйся, благоискусный пастырю, искушения бесовския от нас удаляющий!
Радуйся, целителю прехвальне, разобщенным семьям мир небесный и единение ниспосылающий!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 8

Странное и страшное видение постиже тя, богоносне отче Паисие, яко неистово ратоборствует враг спасения человеческаго супротив семейств, Богом Всеблагим благословенных; сего же ради, препоясавшись Словом Истины возвестил еси супругом, яко токмо терпение и сострадание, смирение и самопожертвование принесут мир в домы их. Сего ради мы славословим Господа, чрез тебя, прехвальне отче Паисие, нам путь истины указующаго и вопием Ему: Аллилуйя!

Икос 8

Все благословения Своя дарует Господь наш семьям благочестивым, — тако научал еси духовных чад твоих, блаженный Паисие. И наставлению святителя Иоанна Златоустаго свято следуя, глаголавшего: «дайте мне матерей христианских, и взращу святых, иже весь мир преобразят», сему же поучал еси верныя супружества, яко мир в семье есть плод Духа Святаго и всем нам подобает стяжати мир в душе, да тысячи спасутся вокруг нас, и тебе покровителю и заступнику нашему небесному взываем сице:
Радуйся, всеединение в любви к Богу и ближним супругом дарующий!
Радуйся, семейных в благочестии и умеренности жития научающий!
Радуйся, мир и отраду родителем и чадом стяжати в таинствах Церкви наставляющий!
Радуйся, добрый пример жития богоугоднаго чадом подавати побуждающий!
Радуйся, девам и юношам укреплятися в целомудрии и уповании на милосердие Божие утверждающий!
Радуйся, самый помысел о детоубийстве во чреве о камень страха Божия разбивающий!
Радуйся, всякий грех, порушающий лад семейный силою Божией попирающий!
Радуйся, с любовию и бескорыстием нести тяготы друг друга побуждающий!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 9

Всяческия беды, страдания душевныя и недузи телесныя далече от нас устраняеши, всехвальный чудотворче Паисие, и миром совершенным и радостию духовною наполняеши наши сердца обильно; сего ради мы, благодарение возсылаем ти, благий наш покровителю и предстателю пред престолом Божиим, и величаем, прославляем, превозносим Триипостаснаго Бога нашего, с отрадою в душе и надеждою воспевая Ему о тебе: Аллилуйя!

Икос 9

Вития многовещанныя и вси риторы благоискусныя не возмогут по достоянию воспети величие и животворную силу благодати Божия, явленной на тебе, преподобне отче наш Паисие, ибо ты еще на земли сый любовию и состраданием всеизобильно преисполнившись к людям, несчастиями и недугами измученным, всеусердно и сомаотверженно молился за них Отцу Небесному, научая за вся Его благодарити искренне. Ныне же в чертозех Царя Небесного сый, молися о всех паки и паки с надеждою взывающих ти сице:
Радуйся, скальпелю благий, тяжкую болезнь раковую побеждаяй!
Радуйся, неустанное попечение для страждущих болями невыносимыми являяй!
Радуйся, источниче исцеления, израненныя души наша возрождающий!
Радуйся, вся скорби, печали и заботы в горниле молитвы твоея попаляющий!
Радуйся, угле ладана небеснаго, злоухищрения демонов испепеляющий!
Радуйся, слабости и тревоги наша в силу духовную и мужество претворяющий!
Радуйся, в терпении и кротости стяжати венцы нетленныя нас научающий!
Радуйся, в суете жительствующих благодатно вразумляющий!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 10

Спасение всего рода человеческаго устрояя, Всеблагий и Милосердный Христос, обетова воздаяние велие тем, иже желают возрасти в преподобии и правде ради совершенства ближних своих; на сие уповая, ты, святый отче Паисие, с радостию приял дары многообразныя от Духа Святаго, дабы наставити многих на путь спасения и единения со Христом, да поют вси Ему с надеждою: Аллилуйя!

Икос 10

Царь Небесный, Всеблагий Господь наш Иисус Христос, благоволи украсити тя обилием даров Своих, имиже ты, богомудре Паисие, послужил еси во славу Творца нашего и их же употребил еси на пользу человеком, став добрым отцем и благим наставником для несчетнаго полка верующих во Христа, искушениями века сего утомленных и гавани спасения взыскующих. Сице молим тя: сотвори и нас быти учениками Спасовыми и детьми духовными твоими, да величаем тя сице:
Радуйся, спасительною надеждою и путеводителем к Небесным вратам для многих бывый!
Радуйся, велиею мудростию твоею искушения и атаки бесовстии низлагавый!
Радуйся, одолевати помыслы злыя, врагом спасения нашего насажденныя, нам помогаяй!
Радуйся, плоды истиннаго покаяния в душах заблудших и неверных взращивающий!
Радуйся, даром различения духовных помыслов верных благодатно обогащающий!
Радуйся, благодатными дары твоими глубинныя раны сердец людских исцеляющий!
Радуйся, отчаявшихся и унылых благодатно в надеющихся на Господа преображающий!
Радуйся, в благости Отца нашего Небеснаго николиже сомневатися нас научающий!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 11

Пение хвалебное возглашаем ти, богомудре отче наш Паисие, совершенства твоего монашескаго ради, яко ты, исполненный благодати Божия, стал твердою скалою надежды нерушимей для тех, кто всецело ся посвяти Господеви, ибо, виде созерцания и дарования твоя духовныя, иноци узреша в тебе, отче святый, наставника, Духом Святым одаренного. Мы же, сия убо поминающее, величаем и славословим Спасителя нашего, посылающего пастве Своей наставников святых и поем ему о тебе: Аллилуйя!

Икос 11

Свет благодати Христовой возсия во обители Суротийстей, идеже дщери твоя духовныя в трезвении и богообщении возрастали тобою, отче святый, в терпении и богомыслии наставляемыя и посвяшаша с любовию, надеждою и радостию житие свое иноческое Жениху Небесному. Мы же духовное водительство твое восхваляя, веруем, что и ныне ты не оставляеши всех нас без предстательства твоего и с надеждою воспеваем ти сице:
Радуйся, ревностным служением Господеви и любовию к ближнему образ истиннаго монаха явивый!
Радуйся, аки наставник духовный в монастыре святаго Иоанна Богослова просиявый!
Радуйся, в гавань спасения для душ, жаждущих Христа, обитель сию претворивый!
Радуйся, честных инокинь уневещивати души своея Господеви научавый!
Радуйся, сего ради подвизатися в борьбе со страстьми и похотьми их утвердивый!
Радуйся, искушения и паучину диавольскую, богомудро расточивый!
Радуйся, к частой исповеди и причастию, аки к благому орудию духовному прибегати подвизающий!
Радуйся, в наставлениях твоих истинный путь жития благаго и богопознания нам отверзающий!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 12

Благодать Божия, великая и животворящая преобильно сниде и наполни тя, всеславный отче наш Паисие, яко явился еси драгоценным сосудом милосердия Божиего, к людям грешным, за коих ты, угодниче Христов, выну с великим самопожертвованием молил еси Троицу Всесвятую, удостоившую тя, присносияющаго венца чудотворца. Мы же радуемся и благодарим Всеблагаго Господа нашего, даровавшего нам тя, богоблаженне наш покровителю, и просим удостой и нас купно с тобою Царю Небесному воспевати: Аллилуйя!

Икос 12

Поюще святое и праведное житие твое, преподобне отче наш Паисие, величаем тя, светильниче Христов, аки еще на земли пребывая, приобщился еси радостей Царствия Небеснаго, иже приготови Господь для всех любящих Его и волю Его творящих; ты бо достоин сего явился еси, яко всеусердно послужил еси Богу и ближним твоим, с любовию велиею, яко претерел еси тяжкия искушения и нападки бесовския, обаче Всемилосердный Христос сподоби радосто и утешения Своего. Ныне же, по блаженней кончине твоей, стяжал еси благодать молитвы за ны, и сего ради просим тя: сподоби и нас радости духовныя и приими величания сия:
Радуйся, в чертозех Царя Небеснаго в славе неизреченней пребывающий!
Радуйся, со всеми святыми на трапезе Агнца Божия присноторжествующий!
Радуйся, плодами великой святости твоея к подвигом духовным нас вдохновляющий!
Радуйся, друже Христов и святых Его собрате, Богу «уста ко устом» вещающий!
Радуйся, златозарная лампадо, Христовом светом нетварным сияющая!
Радуйся, огне благодатный, любовь к Богу в сердцах наших возжигающий!
Радуйся, милосердие Приснодевы и Царицы ангелов к нам приклоняющий!
Радуйся, мрак скорбей светом радости побеждающий!
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Паисие, сосуде драгоценный благодати Духа Всесвятаго, многия великия и преславныя чудеса во дни жития твоего и по блаженней кончине сотворивый, и многих христиан в делании спасительном утвердивый; ныне же во славе предстоя престолу Всесвятыя Троицы, предстательствуй о всех, во мраце духовнем и заблуждении сущих, да возлюбим Милосерднаго Господа нашего и сподобимся во веки Ему купно с тобою воспевати: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Молитва

О, святый преподобне и богоносне отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наши и научи нас Господеви приноситисовершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших.
Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждующия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.
Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео о духовных наставлениях старца Паисия для супругов:

4618 просмотров

Есть среди множества православных Святых, Великомучеников, Преподобных один старец, далеко не всем известный и не столь популярный среди верующих, но достойный того, чтобы о нём знало большее количество людей. Это схимонах, Старец Паисий Святогорец — грек по происхождению. Коротко о его жизни, духовной деятельности и поговорим сегодня.

Паисий Святогорец: факты из жизни

К старцу Паисию (в миру Арсений Эзнепидис) — монаху Афонскому уже при жизни в убогую келью монастыря Иоанна Богослова, что в Греции, недалеко от Солонников ехали, шли пешком со своими бедами и чаяниями бедные и богатые, верующие и не очень. Все жаждали молитвенной помощи и благословения от человека, обладающего силой, поистине сравнимой с божьей. Ходила молва о способностях старца врачевать любые раны:душевные и физические, столь велики были его духовные силы и любовь к людям и миру.

Родился Арсений 25 июля 1924 года в местечке Фарасы , что в Каппадокии (современная Турция) в семье верующих простых людей, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией в 1924 году.

Его отец занимался сельским хозяйством, потом выплавкой металла. Уже с детства его влекла вера, уже тогда он зачитывался Евангелием и готовил себя к служению Богу: постоянно строго постился, непрестанно молился, бывало что и по ночам.

В силу недоступности школ, Арсений удалось получить лишь начальное образование, после чего он начал овладевать плотницким делом, ровно, как сам Господь. Он учился азам ремесла и открыл свою мастерскую. Его руками создавались окна, двери, и даже иконостасы. Ещё будущий старец делал гробы, за которые не брал деньги, сочувствую людской боли.

Во время второй мировой войны Арсений получил специальность радиста и более трёх лет участвовал в военных действиях. И на войне он вёл просветительскую деятельность, поддерживал дух солдат, сам демонстрируя высокую нравственность и добродетель. Случалось, что некоторые из сослуживцев злоупотребляли добротой Арсения, сваливая на него свои провинности. А он безропотно принимал всё на себя. Командование ценило такого солдата за его честность и нравственность и доверяло ему самые ответственные задания.

Период монашества Паисия

После окончания войны в 1950 году Арсений, раздав все свои сбережения выбрал путь монашества, то, о чём давно мечтал. Он отправился в путь к монастырю Констамонит, однако шторм, случившийся в день прибытия был воспринят им как подсказка свыше о неправильном выборе. И он отправился к монастырю Эсфигмен, где царил особый строгий порядок. С именем Аверкий он стал учеником отца Симеона.

Древние места аскетических подвигов, где он бывал вдохновляли его и вносили силу в его дух и меняли сознание всё выше и выше. Его восхищали жизненный путь Преподобных Отцов, их смирение, послушание и служение людям во имя заповедей божьих. Молодой послушник во всём им подражал. И всегда чувствовалось особое благоволение к нему святых, Марии Богородицы и Самого Спасителя.

3 марта 1957 года Аверкий был пострижен в малую схиму и наречен Паисием в честь митрополита кессарийского Паисия II, своего земляка из Фарасы Каппадокийской.

Старец жил жизнью бесплотных Ангелов, непрестанная молясь даже ночью. Постепенно вокруг отца Паисия стали собираться молодые подвижники, число их росло год от года. Почти всё время проводились занятия с людьми, которые испытывали духовную нужду, принимал поломников, страждущих.

В 1966 году Паисий тяжело заболел и лишился большей части своих лёгких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в монастыре Кутлумуш. Сюда то к нему и ещё больше потянулись людские потоки со своими неисчислимыми проблемами.

Старец никому не отказывал в приёме, выслушивал человеческие истории принимал людей целый день. Он был рад помочь каждому, жертвовал часами своего времени, чтобы выслушать их, брал на себя крест людской, даруя каждому надежду на Божью помощь. Сам же Паисий в большинстве молчал и непрестанно молился, разговаривая с Богом.

Последние годы жизни Паисий провёл в монастыре Иоанна Богослова в Суроти. Во сне к нему являлись мученица Евфимия, другие святые, Пресвятая Богородица и даже Сам Христос. Состояние здоровья старца становилось все хуже. Несмотря на это, он принуждал себя к подвигу, постясь до изнеможения.

Подвижничество и боль были неотлучными спутниками Старца всю его жизнь. Свои подвиги он принес в добровольную жертву любви ко Христу, мучительные болезни принимал с благодарностью и славословием.

До последних дней, отдавая себя Богу и людям, Старец Паисий почил 12 июля 1994 года. О его уходе из этого мира никто не узнал — такова была воля ушедшего. Здесь же за алтарём монастырского храма Преподобного Арсения Каппадокийского он и был похоронен. Сие место стало святыней для всего православного мира.

Живя на земле, Паисий пребывал в Боге, и Бог говорил его устами.

Чудодействия Старца Паисия не иссякают и по сей день, он помогает людям и после своего ухода в иной мир. Освободившись от страдающего тела, его дух быстрее и легче спешит на помощь тем, кто призывает его.

  • Больные и бесноватые особенно чувствуют его поддержку.
  • В дорожных авариях, несчастных случаях, в момент нависшей опасности и гибели он спасает людей.

Не поддаются перечислению все благие чудеса Старца, множась и множась

Вот такую историю поведала одна женщина:

Шарф Старца исцеляет опухоль

Женщина по имени Филица из города Волоса рассказывает: «Моя сестра сделала рентгенограмму молочной железы, и у неё была обнаружена опухоль. Она пришла в отчаяние, и я оказалась в трудном положении, будучи не в состоянии помочь ей и успокоить её.

Моя близкая подруга имеет великое сокровище: шарфик Блаженного Старца Паисия. Я пришла к ней и с поклоном попросила у неё эту святыню. Дрожащими руками прижав шарф к груди, с сильно бьющимся сердцем я прибежала к своей больной сестре и положила ей этот шарф на протянутые руки. Сестра со слезами на глазах подошла к иконе и стала молиться. Я пожелала ей скорейшего выздоровления и тут же возвратила святыню подруге. Через четыре-пять дней сестре вновь сделали рентгенограмму груди. Чудо произошло! Никакой опухоли на снимке не было. Она исчезла без следа. Великую Благодать имеет Старец Паисий!»

Наставления Паисия Святогорца

Святые отцы советуют не обращать внимание на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе и он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом.

Если у кого-то, кого соблазнили в ересь, будет добрый настрой – он не найдёт там себе покоя. Но если причиной его падения стал эгоизм – он будет упорствовать в своём заблуждении. Следует оплакивать такого человека.

Человек должен отдавать свою любовь Богу и ближнему, а то что остаётся – остальному творению. Но экологи (друзья животных) любят только Божиих тварей, а не самого Бога и созданного по его образу и подобию человека.

Внутренняя гордость распознаётся с трудом. Один из её явных признаков – то, что человек не может найти душевного покоя. Если превозносится человек безумный – Бог даёт ему радость, но тот, кто одержим внутренним самолюбием лишён Божественного утешения. После того как он осознает свой «духовный диагноз», гордец должен не принимать людских похвал и избавляться от высокого мнения, которое о себе питает. Если примешь похвалу за добродетель, которая у тебя действительно есть – это ещё «пол греха». Если за то, чего не заслуживаешь – «полтора». У человека нет ничего хорошего от себя, всё – дар Божий. Можно обманывать свой помысл, но свою совесть (если она ещё жива) не обманешь.

Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество.

«Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать».

Я никогда не перебиваю собеседника, если только он не богохульствует и не несёт чепухи.

Диавол большой мастак. Каждого хочет на чём-нибудь поймать. Самое главное для нас – это контроль за своими помыслами.

Постоянное внушение нам злых помыслов – это рукоделие сатаны.

Творя Иисусову молитву не надо принимать ни дурные ни добрые помыслы. В этот момент не следует ни о чём думать. Даже если приходят смиренные чистые помыслы и вспоминаются душеполезные наставления – не следует обращать на них внимания. Нужно полностью сосредоточится на самой молитве.

Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно станет ли он фонарём в городе или маяком на скалах. Главное чтобы он нёс в себе свет.

Чтобы преуспеть в духовной жизни – следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину.

Наставления взяты с сайта «Азбука верности» azbyka.ru/znakomstva/blogs/0/176447

И в заключение видео о Наставлениях Паисия «Болезни помогают» Книга первая.