Ретрит на самуи. Dipabhavan — безмолвная армия для ума. Про карму и туалеты

В этом медитационном центре из моих виртуальных (и не только виртуальных) знакомых не побывал только самый ленивый (в конце статьи я приведу некоторые ссылки на отчёты). Пришёл и мой черёд. Тем более, что с недавнего времени в Dipabhāvan (ссылка на официальный сайт центра) проводят русскоязычные ретриты.

Вначале о том, что такое ретрит:

Ретрит, также Ритри́т (англ. retreat - «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») - английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике. Ретриты бывают уединённые и коллективные; на коллективных чаще всего проводится обучение практике медитации.

Так вот, на острове Самуи в горах Ламаи проводят ретриты буддийской направленности. Название «Dipabhāvan» в переводе с языка пали означает место развития света. «Свет» — это свет Дхаммы. Дхамма или Дарма — учение Будды, направленное на утешение беспокойного ума.

Не то чтобы мой ум был слишком беспокойным, но когда я записывалась на ретрит (ещё будучи ), то преследовала цель побыть одной, разобраться с тем, что происходит внутри меня. Дело в том, что после того, как я начала практиковать медитацию самостоятельно, со мной начали случаться очень необычные вещи. Например, я стала видеть свои прошлые жизни, а также общаться со своим духовным гидом. Я стала практиковать ченнелинг (общение с духами, коллективными существами света, Богом). Об этих метаморфозах в своём восприятии реальности я .

Я осознала, что Бог — не отделенное от меня существо. Что Бог — это всё, что когда-либо было, есть и будет. Что я не тело. И я не ум. Тело и ум — это инструменты, которые я могу использовать для получения физического опыта, чтобы познать, Кем Я Являюсь. Этим же занимается и Бог (вместе со всеми нами) — он познает на опыте, Кем Он Является. Мне не нужно совершенствоваться или делать что-то определенное, чтобы заслужить любовь Бога. Он и я уже являемся любовью (безусловной, чистой любовью), просто сейчас мы познаем это на практике. 🙂

Суть ретрита и немного о расписании

Немного расскажу о том, в чём суть ретрита. Если не ошибаюсь, на ретрите было около 50 человек, причем девушек в 2 раза больше мужчин. Ретрит проходит в течение 7 дней — я приехала 29 апреля после обеда и уехала 7 мая утром. Вечером в день заезда все участники дают обет молчания (а также некоторые другие обеты). Всю неделю запрещено разговаривать с кем-либо, нельзя даже обмениваться записками. Нельзя читать, писать, слушать музыку — т.е. нужно полностью ограничить поступление информации из внешнего мира.

Перед началом нужно сдать на хранение все ценные вещи, особенно мобильный телефон (им пользоваться категорически запрещено). Каждый выбрал себе несложную работу, которую нужно делать после завтрака в течение 15-20 минут, сохраняя полную осознанность. Я выбрала уборку в женских туалетах, но на деле их убирали две другие девушки, мне же пришлось стать заведующей по мусору, подметанию и мытью полов при входе в душевые и туалеты. 🙂 Работа не пыльная, но осознанность я теряла частенько. В основном из-за того, что решила голодать все 7 дней и меня тошнило от местной воды…

В центре собирают дождевую воду, очищают её и используют для бытовых нужд — питья, приготовления пищи, купания. Горячей воды в душе нет, как собственно и душа нет. Просто ёмкость с холодной водой и ковшики — набираешь воду и поливаешься. На самом деле, это клёво. Я теперь фанат холодных обливаний.

Но пить дождевую воду (довольно теплую) я почему-то не смогла. Я сторонник голоданий на воде, а тут получилось, что голодала всухую. Тошнило ужасно, сердце стучало. Попью воды — сердцу легче, а тошнит ещё больше. Но всё же, я понимала, что такой случай поголодать на природе (центр находится в горах, воздух очень приятный) без разговоров в таком энергетически приятном месте мне выпадет ещё не скоро. Голодания-однодневки можно практиковать где угодно, а вот длительные лучше на природе. Последнее длительное голодание (2 недели) у меня было и это было незабываемо — я летала! Хотела полетать и тут, ан нет — вода подвела. Точнее я иногда пока все были на завтраке или обеде, спускалась в душевые и «летала» на метле. 🙂

Да, других участников кормили. Завтрак в 7-30 и обед в 11-30. Перед заездом все дали обет не есть после полудня, лишь в 17-30 можно было выпить чай. Девушки говорили, что еда была очень вкусная. Тем, кто любит тайскую еду, она особенно понравилась. Еда вегетарианская, но с яйцами. Надеюсь, что в скором времени в Dipabhāvan решат вопрос с сыроедами и веганами и обеспечат побольше фруктов и овощей. Сейчас же, как я поняла, фруктов дают немного…

Часы на ретрите не нужны, ориентироваться помогает звон гонга:

В 4-30 утра он звонит в первый раз — значит, пора вставать, обмываться, чистить зубы и подниматься в медитационный зал. Звонит он громко и долго, так что проспать практически не реально. В 5 утра небольшая лекция, потом медитация сидя (анапанасати), йога и снова медитация сидя. До 7-30. Йогу вёл потрясающий ведущий — Роман. Я йогой не занималась, было довольно трудно, особенно на 5 день голодания, когда меня тошнило особенно изящно и постоянно, но мой неугомонный ум развлекал меня тем, что я представляла, будто рядом со мной делает йогу мой любимый Эркюль Пуаро и ворчит, что с его пузиком такие асаны несовместимы. Потом я нашла другую развлекуху — представляла, какая классная серия фотографий получится а-ля «Как выглядит мир, когда ты завис на несколько секунд в той или иной асане». Может даже кто-то сделает такое? 🙂

В 7-30 завтрак, потом работа после завтрака и личное время — можно постирать, полежать. Я в это время вязала. Выбрала самый простой узор крючком, чтобы медитировать во время вязания. Ко мне приходила рыжая кошка, укладывалась у меня в ногах и смотрела, как дёргается нитка из клубка. Такая идиллия. 🙂

В 9-15 утра гонг звонит во второй раз — это значит, нужно идти в медитационный зал. И тут начиналось самое интересное — лекции тана Хуберта (монах). Это было что-то. Сам он родом из Польши, несколько лет жил в России, потом приехал в Таиланд и стал монахом. Очень харизматичный, умный и весёлый человек. Слушать его — одно удовольствие. Мне так нравилось, что после его лекции медитировать сидя нужно было всего 5 минуточек. 🙂

А потом тоже начиналось интересное — полчаса медитации при ходьбе. Как я люблю ходить, чувствовать под босыми ногами землю, пол, песок… Нужно было концентрироваться на каждом шаге. Это такой кайф! Не то что медитация сидя, которая наступала после. :)))

В 11-30 — обед. После обеда можно отдыхать аж до 14-00. Тан Хуберт говорил, что в это время лучше спать, чтобы сохранить сил на вечер. Спать было жарковато, я немного вязала, но потом всё же засыпала.

В 13-45 дня звонит гонг в третий раз и это значит, что… да-да, пора идти в медитационный зал. И снова интересность — ещё одна лекция тана Хуберта. Потом 3 раза по полчаса медитаций. И снова интересность — декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты».

Декламация сутр — почти пение, но не совсем. Я воспринимала это как что-то древнее, шаманское и вдохновляющее. Мы воздавали честь Будде и изучали монашеские обеты, каму (карма), дхамму. Проводил всё это дело тан Киррил — недавно он подстригся в монахи. Это была возможность прервать ненадолго обет молчания и подекламировать. Мне очень понравилось!

Медитацию любящей доброты проводил Роман (который вел йогу). Я её немного переделала под себя. Считаю, что желать своим близким счастья и доброты словами: да будет ваш ум спокойным, да будете вы счастливы… это немного не то. Лучше медитировать на то, что близкие уже счастливы и уже спокойны. И соответственно представлять их такими. Когда нужно было представить своих врагов или человека, который доставил тебе больше всего проблем — я растерялась. Нет у меня врагов или тех, на кого я до сих пор таю обиду. А больше всего проблем доставила себя я сама. Так что представляла себя маленькой растерянной девочкой и играла с собой. 🙂

В 17-30 вечерний чай и до 19-30 личное время. Я обычно дремала.

В 19-15 вечера большой гонг звонит в последний раз за день. После медитации сидя начиналось то, от чего я приходила в полный восторг — групповая медитация при ходьбе. Только представьте — темно (в Таиланде темнеет рано), в огромном зале горит всего одна свеча. Мы ходим по кругу, словно ведьмы на каком-то сборище. При этом надо быть осознанным, повторять движения впереди идущего и концентрироваться только на ходьбе. Также мы практиковали такую медитацию на улице на специальной полянке у статуи Будды:

В 21-30 отбой. Спала я довольно хорошо, сны были осознанные (я давно практикую осознанные сны и сталкинг), даже приснилось несколько заданий для приложения, над которым я сейчас работаю. Это программа для iPhone и iPad с упражнениями на осознанность и исполнение желаний. Оно будет называться «365 способов поймать вдохновение, или Как встряхнуться и почувствовать радость жизни». Т.е. это будет целых 365 упражнений на осознанность! Надеюсь, что летом оно уже будет готово, . Идея сделать приложение и то, что я попала на ретрит не связанны между собой, но я рада, что попала в Dipabhāvan как раз в этот период, это мне очень помогло и вдохновило.

Ну, а теперь о том, как проходил ретрит для меня.

Начало ретрита и первый опыт буддийской медитации

Когда я ехала на ретрит, то была полна воодушевления. Ну, думаю, я то опытная в вопросах медитации, так что буду медитировать ого-го как! Все монахи потом будут говорить новым участникам: вот была у нас девочка, так здорово медитировала… Может меня даже повесят на доску почета. Или вообще занесут в Книгу Рекордов Гиннеса. 🙂 Мой ум для меня как развлекаловка, так что подобные мысли вам ещё встретятся — не удивляйтесь.

Ага, не тут-то было! Я привыкла медитировать лёжа на кровати, сосредоточиваясь на какой-либо чакре, представляя что дышу ей. А на ретрите нужно медитировать, сосредоточиваясь на дыхании, сидя на деревянном полу с идеально ровной спиной и при этом не меняя позу целых полчаса! Я, привыкшая к работе за компьютером и планшетом (в скрюченном состоянии) и длительным прогулкам (как вы помните, мы с Димкой обожаем ходить пешком) не могла просидеть неподвижно и 20 минут! Но об этом я ещё расскажу ниже.

В Книге Регистрации Участников в графе профессия я написала: волшебница. И с чувством восторга отправилась в общий женский корпус, где на протяжении 7 дней мне предстояло жить, спать на деревянной кровати без матраса и на деревянной же (!) подушке:

Но это меня вовсе не страшило. Я читала, что многим это даже нравилось. И мне понравилось.

Потом нам провели экскурсию по территории, научили основам медитации, взяли с нас обет молчать и отправили спать. Первый день (день заезда будем считать нулевым) мне всё было интересно, всё было ново. Я с интересом начала осваивать медитацию при ходьбе. Иду себе, но мысли в голове как всегда продолжают меня развлекать. И тут меня что-то как укусит за ногу. Больно. А мы дали обет ненасилия, даже комаров нельзя убивать! Оказалось, что это был скорпиончик. Нас предупредили, что это не опасно для жизни, так что я его поблагодарила и пообещала себе быть более осознанной. Все медитации длятся по полчаса, но медитация при ходьбе для меня была словно пятиминуткой, тогда как сидячая 3-х часовой. 🙂

На второй день я пришла к выводу, что медитировать после йоги — это круто. Можно и час высидеть. На третий день мне казалось, что в сутках не 24 часа, а часов 100 минимум! Раньше я всегда думала, что время слишком быстро летит, оказывается, я просто забивала себя информацией (Интернет, книги, инстаграм и т.п.) — вот и не успевала жить. На 4 день стало тяжело — всё-таки 4 дня без воды дали о себе знать, меня стало колотить-трясти и тошнить. Я пропустила одну вечернюю медитацию.

На 5 день иду утром по ступенькам (от женского корпуса довольно много высоких ступенек до медитационного холла), сердце колотится, кажется, что сейчас упаду. Говорю телу:

— Ну чего ты? Мы же с тобой сильные…

А оно мне в ответ:

— Ага, а кто меня загрязнял?

Ум смеётся, вот прямо хохочет:

— Блин, умное у нас с тобой тело, зараза! И сказать-то в ответ нечего! Ничем тебе, дорогая, помочь не могу. Давай разве что стишки сочинять?

Я ржу с ними за компанию, веселитель у меня в голове не дает упасть духом ни при каких обстоятельствах. Иду по ступенькам и сочиняю стихи про себя, что-то вроде этого:

— Этот ретрит меня бодрит!

— Этот ретрит меня стройнит!

Ну и всё в таком духе. 🙂

Потом уже и стихи перестали помогать, пришлось пропустить дообеденную медитацию и лежать в кровати. Попью воды — становится ещё хуже, она теплая и противная. Лежу думаю, пить или не пить, идти на следующую медитацию или не идти. И тут подходит ко мне девушка (как оказалось, её зовут Наташа, я же звала её рыженьким солнышком), даёт какой-то крем и жестами показывает, мол, может это тебе поможет? Это было так трогательно! Не то, что мне дали разогревающий крем, а то, что обо мне заботятся… Ааааа!

Девушка ушла, я встала и начала вязать (а то помирала же!), посылая ей лучики доброты. Потом всё же легла, размышляя о том, почему у меня такие сложные отношения с дождевой водой… И тут, бац, пошел дождь! Вскоре зазвонил гонг и я пошла на медитацию, с легкостью забралась по ступенькам. Многие брали зонтики или дождевики, а я ничего не брала, я люблю гулять под дождем.

Возле зала, где проходят медитации решила встать и отдышаться. Задрала голову вверх и стала смотреть, как сквозь листву огромного дерева на мое лицо падают капли дождя… И так меня этот процесс заворожил, что я простояла там несколько минут, не замечая ничего вокруг — ни того, что все уже давно зашли внутрь, ни того, что медитация давно началась, ни того, кто я и где я вообще нахожусь! Я словно стала этим дождем. И поняла, что действительно — мы все сделаны из одного теста. И я, и дождь, и дерево, и земля, и люди, и небо. Мы все — одно целое! Я это знала и раньше, а тут прямо погрузилась в это, прочувствовала до глубины души.

Говорят, Будда достиг просветления под деревом. А я вот под деревом достигла продождления! Я подружилась с дождем. После этого я стала пить дождевую воду в центре с удовольствием и мне стало намного-намного легче!

Потом очнулась и пошла в зал. Села прямо на деревянный пол и стала медитировать. И достигла того, о чём говорил тан Хуберт — чувства восторга. Я смеялась и рыдала одновременно! Боже, как же всё просто — мы все одно… мы все есть любовь. Я сидела, не двигаясь и пребывая в моменте сейчас, наслаждаясь этим моментом. Открываю глаза (что-то гонга давно нет, из медитации выводят небольшим гонгом — поющей чашей): елы-палы, я просидела полтора часа! Я же не была на дообеденной медитации и не знала, что в этот раз гонга не будет, а когда прекращать медитацию сидя и переходить к ходьбе — всё на усмотрение участников. Обалдеть просто!

Я вдруг стала восхищаться красотой своего тела. Смотрю на пальцы ног — красивые, блин. Смотрю на руки — красивые… Во дела… Раньше я тело как-то не особо любила и считала себя чуть-чуть лучше уродины (белые волосы, белая кожа — бррр). А тут четко поняла, что каждый человек красив. Нет некрасивых.

На 6 день вечером мы собрались в учебном зале, но сели не как обычно (мальчики слева, девочки справа), а кругом. Каждый выходил к микрофону и в течение 5 минут рассказывал о том, каким для него был этот ретрит. Было так интересно и здорово!

Утром на 7 день мы немного помедитировали, потом собрали вещи, сделали пожертвования (центр существует только за счет добровольных пожертвований, сумма на усмотрение участников) и поехали по домам. Обменялись контактами друг с другом, кое-каким житейским опытом. Времени на разговоры было не много, но ощущения были непередаваемые.

В целом, это одно из самых сильнейших переживаний в моей жизни. Я благодарна организаторам (они работают на добровольной основе, без оплаты) и монахам. Столько всего интересного узнала от них о Таиланде, буддизме… Я могу ещё долго об этом писать, но пришла пора закругляться. Если у вас есть какие-то вопросы — не стесняйтесь, спрашивайте.

Наша группа (я в оранжевой юбке, белой майке, если кто не видел меня):

За фото спасибо ребятам, с которыми мы были на ретрите, также некоторые фото я взяла

На протяжении уже 7 лет, я знал, что на Самуи, где мы зимуем, есть ретрит. Его посетило много моих знакомых и многие очень его рекомендовали, но я не решался туда сходить, да просто небыло надобности.

Так в чем же заключается надобность, и что такое ретрит спросите вы.

Последний год был одним из самых сложных в моей жизни, он забрал всю мою энергию и я начал терять себя.

По приезду в этом году на очередную зимовку решение «идти» пришло само самой. Нас приехали навестить Дима и Настя, наши старые самуйские друзья и ошарашили новостью, что они теперь работают волонтерами в этом ретрит-центре. Один разговор, пара доводов и я уже побежал оставлять заявку на сайте.

В моей голове была картинка, что такое ретрит: собирается кучка людей, уходят в горы и молчат 7 дней, копаясь в себе, подметая джунгли, но все оказалось ровно наоборот, но давайте по порядку.

Пришел долгожданный день Х. Забив холодильник под завязку, и крепко обняв жену и сына, я сел на байк и помчался.

Первый день —день регистрации, которая началась в 12 и заканчивалась в 16. На регистрации все проходили собеседование с волонтерами и буддистскиммонахом, духовным наставником нашей группы. Спрашивали, почему мы здесь и чего мы ждем от ритрита, делали инструктаж и закрепляли за тобой вид работы, которую ты будешь выполнять на протяжении этой недели. Так как я приехал почти последний, то мне досталась уборка туалетов))) Карма она такая)

Я был готов к максимальной аскетичности места, я был готов спать в джунглях на циновке с деревянной подушкой, но для некоторых это было шоком и после первой же ночи один участник ретрита уже отправился домой.

Вечером объявили старт, недельное молчание вступило в силу и я погрузился в сладкий сон, разогнав огромных ящеров над своей кроватью, подоткнув маскитную сетку под тоненькую циновку и взбив деревянную подушку. В джунглях спится отлично, для меня звуки природы близки, но для многих может казаться, что вы спите на какой-то лесопилке. Цикады, лягушки, птицы и прочая невидаль создает просто симфонию странных звуков.

4-30 утра подъем. Очень громкий гонг прям над головой просто ошарашивает тебя и заставляет тут же вспрыгнуть с кровати. У тебя есть 30 минут привести себя в порядок, почистить зубы и дойти до места проведения утренней медитации.Принимать душ крайне не хочется, тк скорее всего вода берется прям из водопада, который шумит поблизости, и о температуре воды которого я знаю не понаслышке.

В 5 утра в медитационном зале мы разобрали маты, сели на пол и нам начали рассказывать, что такое медитация да и вообще вводить в курс дела. Вот тут у меня начался диссонанс. Я думал, что я попадаю в место, где я буду думать и копаться в себе дни напролет, буду прорабатывать какие-то мысли и раскладыватьв алфавитном порядке.

Но цель медитации заключается в том, чтобы не думать,

не пережевывать жвачку мыслей, а сконцентрироваться и прожить единственный и исключительный момент настоящего. И это для меня, да и не только для меня оказалась практически невыполнимой задачей. Было два вида практики: сидя ипри ходьбе. На первой мы пытались сконцентрироваться на дыхании, на второй — на шагах.

На словах все просто, что там, выдох-вдох, шаг-другой. Но как доходит дело, мозг просто бомбардирует твою голову всякими мыслями: прошлое, настоящее, будущее, проходит 10 секунд и ты уже не помнишь ни о шагах, ни о дыхании. По истечении 5 дней, когда ты уже научился отметать мысли, до тебя доходит, что большую часть времени мы живем или мыслями о прошлом или мыслями о будущем, которые не всегда приятны и позитивны, но не живем настоящим, у нас практически атрофировано ощущение здесь и сейчас. В самом начале ретрита у нас отняли инструмент бегства от реальности, инструмент, который для большинства из нас спасательный круг из идеального мира лайков и репостов.

Медитация длится 30 минут. Слава богу, кто-то из наших друзей в прошлом году рассказал нам, как надо правильно сидеть, чтобы разгрузить позвоночник, и только благодаря этому сидячие медитации у меня не вызывали болей в спине и ничего не затекало. За 30 минут мозг просто выматывался… Он накидывает мысли на твой вентилятор, а ты его не можешь включить.

У нас были перерывы и свободное время. Практически все в эти перерывы спят, мозг просто выключается от перегрузки и засыпает. Тебе уже не важно какой температуры вода в душе и как мягка твоя подушка.

Ни разу не занимался йогой, но разминка на рассвете очень бодрила и заряжала энергией.

Полноценно кушали мы всего 2 раза в день, плюс был полдник с чаем и бананами. Я был уверен, что я буду ходить голодный. Завтрак и обед, да еще и без мяса для мужчины это слишком мало, думал я. Но первый день дал мне понять, что это ровно столько, сколько надо организму. Я начинал ощущать голод за час до завтрака, ровно после йоги. Кормили вкусно и с запасом, еды хватало всем, можно было брать добавку. Единственное, что не зашло — тайский десерт, тыква в какой-то разбавленной водой сгущенке.

Были ли мысли плюнуть и уйти? Они есть наверное у всех новичков. Но они заканчиваются на 3, 4, 5 дне медитаций. Ты начинаешь понимать что к чему, ты понимаешь, как работает твой мозг, ты понимаешь, какие вещи делают тебя несчастным, а на самом деле это всего лишь игры твоего разума, и рандомайзером который решает, улыбаться тебе или грустить можно управлять. Когда ты научился выкидывать мысли из головы и первый раз ощутил чистое состояние здесь и сейчас, наступает спокойствие и умиротворение. И в середине ретрита уже появляется 3-я практика — Метта, которая наполняет тебя добротой и любовью. Именно после нее, я опять почувствовал себя собой. На мое лицо вернулась улыбка. Я вернул то, что потерял, я вернул ощущение себя.

Цены за ретрит нет, там работает система донэйшн. Ты сам определяешь сколько стоит то, что ты получил…

Статья была написана в 2014 году и требует обновления

Спать на деревянной подушке, вставать в 4.30 утра, не есть после 12 дня, — я думала, это будет самым сложным на ретрите. Как же я ошибалась.

Ретрит — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.

На Самуи есть уникальное место, где заниматься духовной практикой можно на русском языке. Это место — медитационный центр Дипабхаван.

О ретритах на Самуи я узнала давно, но из-за отрицательного предыдущего опыта все откладывала. В конце концов решилась больше из любопытства. Люди из России приезжают сюда специально на ретрит, тратя немалые деньги, может, тут действительно есть что-то стоящее, решила я и поехала.

Расписание на ретрите :

04.30 Подъем
05.00 Утреннее чтение
05.15 Медитация сидя
05.45 Йога/Утренняя зарядка
07.00 Медитация сидя
07.30 Завтрак
09.30 Разговор о Дхамме
10.30
11.00 Медитация сидя
11.30 Обед
14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
15.00 Медитация при ходьбе или стоя
15.30 Медитация сидя
16.00 Медитация при ходьбе или стоя
16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
17.30 Чай\кофе
19.30 Медитация сидя
20.00 Групповая медитация при ходьбе
20.30 Медитация сидя
21.00 Время готовиться ко сну
21.30 Отбой \ Свет выключается

В прошлом ноябре, еще живя в Перми я посетила 4-дневный ретрит. Он показался для меня очень сложным, я не готова была принять динамическую метидацию, которую там практиковали, мне все казалось диким и неприемлемым для меня. Из-за такого опыта, на очередной ретрит я пошла, подготовившись как к войне, что морально, что физически. Взяла с собой и покрывало и подушку, и все, что могло еще хоть как-то пригодится мне на протяжении 7 дней.

На ретрите практикуется тишина, поэтому разговоры не приветствуются, телефоны и пр. девайсы сдаются организаторам, а книги оставляются дома. Ни читать, ни писать, ни болтать не рекомендуется.

По приезду каждому выдают москитную сетку, бутылку воды и одеяло. В женском дормитории встречает кровать, на которой предстоит спать ближайшие 7 ночей:

Туалеты хорошие чистые, но при входе меня затормозила следующая надпись:

Вольный перевод: возьмите шланг с водой в правую руку и вымойте свою..опу левой. После чего вымойте руки, вы будете чувствовать себя чисто и свежо.

Не стыдитесь подтираться рукой. То, что выходит из вашего тела, не грязно. Это просто еда, которую вы съели. Вспомните ее приятный вкус, как хорошо повара ее приготовили и украсили. Теперь еда выходит, изменившись, поскольку все в нашем мире постоянно меняется. А вы можете сохранить 1-2 дерева.

Благо, туалетная бумага продается в центре без ограничений, так что учится какать по-индийски не пришлось *good*

Разговорились с девочками уже после 17.00, ближе к объявлению часа тишины. Девочки очень интересные. Одна из Дюссельдорфа. Родилась в России, в 6 лет вместе с семьей переехала в Германию. На русском говорит хорошо. Ее родители — свидетели Иеговы. Когда в 18 лет она захотела выйти из этого общества, они от нее отказались и уже 3 года с ней не разговаривает. Она живет отдельно.

В 19.00 объявили тишину.

Изо всех сил старалась уснуть на деревянной подушке, но в конце концов сдалась и достала свою. Спала неспокойно. Несмотря на москитную сетку все время казалось, что меня кто-то кусает, кто-то ползает…, но никого не было. Часто просыпалась. В 4:30 встала легко.

Медитация сразу отделяет монахов от простых смертных. Обычно опоздавшие стараются не шуметь, наступать тише, но нет-нет да скрипнет пол, щелкнет сустав, зашуршит одежда. Монах заходит в зал бесшумно, словно ниндзя или приведение. Если глаза закрыть, то ни за что не понять, что рядом появился монах.

Животные здесь живут своей жизнью. Йога. лежим расслабленные. Выгнали из головы все мысли. Дышим. Вдох-выдох…

И тут в зал с бешеными глазами залетает кот, свирепо изогнув спину, он галопом скачет, стуча лапами по деревянному полу, пока его не выносят на улицу.

Собака за кухней звонко лает на чужаков. О правиле тишины они и не ведают.

Лекции построены вокруг 4 истин буддизма:

1. Истина о страдании

2. Истина о причине страданий

3. Истина о прекращении страданий

4. Истина о пути прекращения страданий

Во вторую ночь спалось уже хорошо. Правда замерзла. Не понимаю, почему днем я спокойно засыпаю на деревянной подушке, а ночью могу только на мягкой.

Медитация дается гораздо проще, чем в первый день. Теперь нам объяснили технику, стало понятно, что нужно не просто сидеть, а работать мысленно. На чем концентрировать свое внимание, за чем следить, какую технику применять, если сложно удерживать внимание на дыхании, а главное, зачем это нужно, к чему мы стремимся, зачем нужно спокойствие ума.

Во время вечерней медитации второго дня достигла того приятного состояния, о котором говорил Тан Хуберт.

Во второй день ушли 2 девочки, ушли незаметно, только увидела, что на медитации стало 2 свободных места.

День третий

Сегодня нам рассказывали о трех характеристиках жизни:

1. Непостоянство — все меняется

2. Несовершенство/неполнота — ничто не совершенно и не полно, нельзя достичь полного счастья.

3. Безличность — нам ничего не принадлежит, ни машина, ни тело, ни сердце, ни разум (например, мы не можем заставить свое тело не стареть). Тело принадлежит нам даже меньше, чем машина. Машину мы выбираем, а тело нет. Все дано нам во временное пользование. После этой лекции возник вопрос: а что же такое я?

Тан Хуберт рассказывает очень интересно. Университетским преподавателям бы поучиться у него. Такие сложные философские темы объясняет на бытовых примерах и всегда с юмором так, что каждой его лекции ждешь с нетерпением.

Интересно, что почти все участники ретрита до 30 лет. Только 1 женщина и несколько мужчин в возрасте.

Относительно организационных моментов. Все организовано хорошо и отлично работало бы, если бы все участники соблюдали правила. На обед дается ограниченное количество хлеба и фруктов, но часть людей считает, что им нужнее и берет по 2-3 куска хлеба. В итоге половине участников хлеба не хватает. Зачем брать по пять кусочков арбуза, если за тобой очередь в 30 человек, а арбуз не бесконечный? При этом, перед каждым приемом пищи все читают мантру, что

«ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ, СОСРЕДОТОЧЕННО
Я ПРИНИМАЮ ПИЩУ.
НЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, НЕ ДЛЯ ОПЬЯНЕНИЯ.
НЕ ДЛЯ НАБОРА ВЕСА, НЕ ДЛЯ ПРИУКРАШЕНИЯ.
ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ И ПИТАНИЯ ЭТОГО ТЕЛА.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОХРАНЯТЬ ЕГО В ЦЕЛОСТИ И ЗДОРОВЬЕ,
И ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ.
ТАК Я РАЗРУШУ СТАРОЕ БОЛЕЗНЕННОЕ ЧУВСТВО ГОЛОДА.
И НЕ ПРОИЗВЕДУ НОВОГО
НЕПРИЯТНОГО ЧУВСТВА ПРЕСЫЩЕНИЯ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЯ ЖИЗНЬ ПРОТЕКАЕТ ПЛАВНО,
ЛЕГКО, УМИРОТВОРЕННО И БЕЗУПРЕЧНО «

Это же лицемерие какое-то получается. На это постоянно обращается внимание организаторами, но кто-то, видимо, глуховат.

Вообще, будь я организатором ретрита, я бы ввела правила пожесче, правила футбола: взял много хлеба — получи желтую карточку, не пришел на медитацию без уважительной причины — можешь быть свободен от ретрита. Также наказания выдавались бы за болтовню, не сданный телефон и пр.

Наверное, именно такая позиция и отдаляет меня от буддистского восприятия жизни… Тренировать мне еще и тренировать свою любящую доброту.

Буддизм выглядит довольно привлекательным. Гораздо ближе и понятнее, чем христианство или другие религии. В буддизме нет слепой веры, богов, заповедей, грехов или табу. Каждый сам выбирает свой путь и уровень дозволенности поступков. Можно ли убить комара, а собаку, а человека? Каждый решает для себя сам.

Неумелые поступки: грубость, убийство, ожесточают сердце человека, а значит, возвращают на путь страданий.

Интересно, каким было бы поистине буддистское государство? Ведь если каждый выбирает свой путь, то в государстве не должно быть ни тюрем, ни штрафов, ведь они противоречат пути ненасилия.

Если один решит, что ему дозволено убивать людей, то насколько истинными буддистами должны быть родственники убитого, чтобы простить и понять убийцу, а не жаждать мести и наказания?

Таким образом, у настоящего буддизма нет будущего в масштабах государства.

Сегодня была возможность пообщаться с кураторами. От них я узнала, что вовсе не обязательно медитировать в позе лотоса с прямой спиной, если неудобно, можно даже на стул сесть. Обустроила себе медитационное гнездо.

Завтра весь день будет посвящен медитации. Не будет лекций Тана Хуберта, моей любимой части дня. Посмотрим, добьюсь ли я какого-то прогресса или сойду с ума от скуки.

Пятый день, конечно, меня подкосил. Все шло вроде нормально, но вечерняя медитация была не выносима. Темнота. Часов не видно. И 1,5 часа кажутся бесконечными. Появляется раздражение, усталость и желание, чтобы все поскорее закончилось.

Конечно, обычный распорядок куда проще: только начинаешь уставать от медитации, как она закончилась, сменяется деятельность, время бежит быстро. Но не сегодня.

Вообще, расставшись с мобильным телефоном и интернетом, осознала, насколько много времени в сутках. А раньше казалось, так мало. Интересно, что ни к телефону, ни к интернету совсем не тянет, не скучаю по ним.

На шестой день был особенно вкусный обед. Удивительно, что при том, что здесь вегетарианское питание и последний прием пищи в 11.30 утра, есть не хочется до самого отбоя. Я думала, что режим питания будет здесь основной сложностью, но никаких проблем нет вообще. Не понимаю, почему некоторые не выдерживают ретрит и уезжают. Условия достаточно курортные: ешь, спишь, немного медитируешь, между этим интересные лекции об учении Будды. Конечно, за исключением пятого дня, он для истинных фанатов медитации.

Последний день ретрита решили сделать необычным. После обеда мы поехали в сад «Барабаны Дхаммы». Это очень интересное место на вершине горы, далеко от цивилизации, в лесу стоят барабаны, на которых мы медитировали. Аура там почти магическая, а если выйти из леса, то взору откроется потрясающая панорама острова и моря.

Итоги: по прошествии ретрита могу сказать, что это были одни из самых полезных дней в моей жизни. Конечно, сильно я не изменилась, но уверена, что ум получил необходимую порцию полезной информации, тишины, понимания себя, и мой путь будет немного правильнее, чем тот, что мог бы быть без ретрита.

Когда приехала домой, Лев сказал, что я даже разговариваю по-другому. Но в обычную колею я вернулась довольно быстро, не прошло и пол-дня 😀 .

Ретрит полезен во-многом. Начинаешь по-другому смотреть на привычные стороны жизни, вернувшись домой, стала ценить море, на которое за 8 месяцев почти не ходила, фрукты, солнце и свой образ жизни. Когда живешь на Самуи, со временем они становятся обыденностью и не замечаются. А зря.

На ретрите я познакомилась с интересными людьми и даже скинула 3 кг. Так что куда ни посмотри, он полезен во всех отношениях 🙂

Для меня ретрит показался легким. Видимо, из-за того, что я готовилась к нереальным сложностям. Но не надо обольщаться, абсолютное большинство сказало, что им было очень сложно ни с кем не разговаривать, спать на деревянной кровати, сидеть на медитациях, мыться под холодной водой. Несколько человек даже не выдержали и ушли.1

Не знаю когда, но я точно снова пойду на ретрит. Когда устану от шума байков и тайцев, когда захочу снова окунуться в себя или просто потребуется немножко похудеть, но на ретрит я точно еще вернусь! 🙂

Если Вам необходимо найти жилье в ожидании ретрита, то поселиться удобнее в отеле The Icon или Utopia Resort . Именно от них организуется бесплатный трансфер в медитационный центр.

На Самуи больше не проводятся ретриты на русском языке. Аджан Хуберт вышел из монашества и уехал из Таиланда. Теперь он проводит ретирты в РФ и близлежащих странах. О них можно узнать на его странице в

Я зависла, разглядывая буддийских монашек, неспешно суетящихся на кухне. Мы только что приехали, получили свой вещевой мешок (одеяло, москитную сетку и бутылку для воды) и слонялись без дела по новой для нас территории. В этот момент ко мне подошел Кирилл (тогда он ещё работал тут добровольцем) и сказал гениальную вещь: «Ничего не ждите от этих шести дней, просто будьте».

Ретрит в буддийском медитационном центре Дипабхаван (Dipabhāvan) на острове Самуи длится 6 дней. Деревянная кровать с циновкой, деревянная подушка, подъём в 4.30, никаких книг, компьютера, телефона, фотоаппарата, никакой связи с миром, полное молчание и медитации по пять часов в день - это просто повседневные внешние атрибуты медитационных центров. Гораздо важнее эта фраза: «Ничего не ждите от этих 6-ти дней, просто будьте».

Центр открыт для фарангов (иностранных туристов) с 2005 года. Основатель центра Ачан (учитель) По, настоятель лесного монастыря Suan Mokkh (Суан Моккх), который находится недалеко от Дипабхавана, на материке. Он вместе с другими монахами этого монастыря каждый месяц приезжает в Дипабхваван для обучения участников ретрита. Программа Дипабхван схожа с ретритом в лесном монастыре. «Dipabhāvan» в переводе с языка пали означает «место развития света». «Свет» - это свет Дхаммы (всего сущего).

Ретриты в буддийских монастырях Таиланда как правило бесплатны. Но посетителям предлагается оставлять пожертвования. В тайской культуре считается за честь жертвовать монастырям и заботиться о монахах, и тайцы не скупятся на такие вещи. Для европейца или американца пожертвовать 100$ - нечего делать. Русские обычно оставляют меньше.

День второй: пожалуй пойду я домой, там столько дел не переделанных…

Меня ни разу не посещала такая мысль. Расписание с подъемами в 4 утра и сидение на полу - ко всему этому можно привыкнуть. Просто кому-то на это нужно много времени, а кому-то вообще нисколько не нужно. На втором ретрите я поняла, что в монахи уходят лентяи и халявщики. А люди, которые уходят с ретритов на второй-третий день - просто имеют на это свои причины, либо они просто не понимали зачем пришли.

Про мысль о лентяях и халявщиках я рассказала Тану Хуберту (монаху из Польши, который читает лекции в Дипабхаване на отличном русском языке).

— Так и есть. — Сказал он. — В монахи уходят не от хорошей жизни.

В Таиланде я совсем не вижу бездомных людей и алкоголиков. В России, как раз перед отъездом, я фотографировала людей, живущих на свалке. Они там счастливы, они просто не нашли себя в «нормальном обществе» и от этого пьют и живут вне его пределов. В Таиланде эта проблема решена совершенно гениально! Если человек не находит себя в обычной жизни, то он может уйти в монахи. Но в отличие от России они автоматически попадают в высшие слои общества. Монахи в Таиланде — самые уважаемые люди. Заботиться о них — честь для мирян. Монахи не могут готовить себе еду, а только принимать её от обычных людей один раз в день, рано утром.

По сути, монахи ничего не делают, а только медитируют над своими и чужими страданиями, пока не достигают нирваны (не больше 1 % монахов достигают её).

Чтобы стать монахом практически ничего не нужно (самое главное — быть мужчиной). Можно уйти в монахи на определенное время. Например на три месяца. После этой практики тайцам легче устроиться на работу.

Иллюзии и реальность

Есть несколько вещей, за которые зацеплялись мои мысли на ретрите. К счастью, я по-честному не взяла с собой блокнот и ручку и теперь мне трудно об этом написать «по-нормальному»…
Буддизм - это не религия, а скорее философия. Вас не просят ни во что верить. Будда был совершенно реальным человеком, а его прозрение заключалось в том, что, сидя под деревом, он понял истину: существует только настоящий момент. Прошлого уже нет, будущее ещё не наступило. В настоящем моменте не может быть никаких мыслей, только полная осознанность. Соответственно, не может быть ничего кроме счастья. Так как мучают нас обычно либо мысли о прошлом, либо забота о будущем.

Я - это иллюзия , потому что эго - это всего лишь бамбук, который внутри пустой. Внутри нас не личность, а вся сущность бытия. Согласитесь, что сила всего бытия гораздо круче, чем сила какой-то там одной личности, которая вообще на самом деле просто иллюзия.

Странно, но монахи на ритрите много говорили о страдании. Я всегда думала, что Будда - весёлый чувак, который не заморачивается о страданиях. Но монахи говорили о них и о том, что счастья не существует. Но а как же тогда эти потрясающие обеды, которыми нас кормили, как же тогда эта невероятная красота и жизнь всего окружающего… Как же тогда то невероятное счастье, которое ты испытваешь, когда ложишься спать вечером после всех медитаций! По-любому - монахи - счастливые люди!

На ретрите много чего запрещено. Например, курение и употребление наркотиков. Но по мне - с такой практикой концентрации не нужны никакие вещества - сознание и без того расширено.

Сперва я увидела трехногую кошку. Потом она приходила ко мне мурчащая ночью, но я не впустила её на свою деревянную кровать, ограждённую москитной сеткой. На следующий день увидела перламутрового муравья. Он был обычный большой муравей, но совершенно перламутровый. Я смотрела на него, не отрывая взгляда, минуты три, потом ушла.

Потом я пошла по дорожке и увидела ЕГО. Он был совершенно рыжий. Мы встретились взглядами и с любопытством смотрели молча друг на друга (разговаривать же нельзя) почти минуту. Потом я увидела двух его друзей. Они вцепились в жука и с каменными лицами пытались удержать его на бетонной стене. Ещё один рыжий пошел к целой толпе других рыжих и усиками говорил им о чем-то, после чего другие рыжие шли к жуку и помогали тащить его вниз по стене. Они были такие маленькие рыжие муравьи, а жук очень большой…

Трехногая кошка как обычно облизывала четырехногую. Поэтому четырехногая кошка в Дипабхаване постоянно ходит с чистым лицом, а трехногая - с чумазым. Трёхногая кошка когда-то попала под машину, а раньше она была обычной кошкой.

Я видела как улитка, ползущая по листу, поедала капельки грязи на своём пути. Через прозрачную кожицу было видно как комочки её еды проходят по её пищеводу и раствояются по туловищу… Я замечала какие-то неведомые растения, рисунки на листях и капли от дождя, в которые можно было заглядывать как в увеличительное стекло, и я совсем не думала о том, что у меня нет с собой фотоаппарата. Я вообще ни о чём в эти моменты не думала даже.

Про карму и туалеты

Когда вы приезжаете на ретрит, то должны выбрать себе работу, которую будете выполнять каждый день в течение примерно 20 минут после завтрака. Я приехала среди последних и вся «нормальная» работа (типа протирать тарелки) была уже выбрана. Кирилл стоял рядом и посоветовал выбрать чистку туалета. Вроде как таким образом я обязательно почищу не только туалеты, но и свою карму.

Я никогда не задумывалась о чистке кармы, тем более таким путем, но похоже моя карма сама всё решила за меня и на следующий день начала очищаться. Оказалось правда, что это одна из самых простейших работ, потому что женский туалет под медитационным залом — это совсем не то, что общественный туалет в России. Это почти как ваш домашний туалет.

Один из самых сложных моментов на ретрите было не убивать всяких паучков и муравьёв во время мытья туалета. Убивать нельзя было никого, даже свою вскрикивающую по ночам соседку, но при мытье туалета это было как-то совсем сложно контролировать.

Ну и ещё конечно же трудно во время мытья туалета угомонить свой разум, который непрерывно трещит, либо размышляет о том как в конце тебе объявят благодарность за самые чистые туалеты…

Никогда не забуду этого невероятного ощущения, когда после завтрака мы шли «работать». Ты идёшь сытый и довольный тем, что не надо сидеть и медитировать, идёшь «на работу», которая будет длиться не больше 20 минут, а вокруг все тоже начинают свою работу, даже мужчины подметают листья с дорожек и моют свои туалеты… Разве это не счастье:)

Это же реальный социализм — у каждого по обязанности и все довольны)). Мы тут шесть дней медитируем и уже готовы считать себя героями, а рабочие на заводах каких-нибудь — они же так каждый день живут: ранний подъём и многочасовые медитации у станка, т.е. полное сосредоточение на своей работе — это же тоже настоящий момент, почти как дыхание. Только рабочему нельзя ошибаться, а то самолёты начнут падать и поезда сходить с рельс.

Медитация на випасане в Дипабхаване

5-6 часов в день здесь отведено на медитацию. Около 2-х часов в день — на общение с буддийскими монахами, точнее это монолог, т.к. никому, кроме монаха и вашего бунтующего ума внутри вашей головы, говорить нельзя.

Почти час отведён на утреннюю йогу, около 20 минут на «работу», 2 часа на еду и около 2-х часов на отдых, во время которого можно принять душ.

Официально в центре практикуется три вида медитаций. Анапанасати — наблюдение за дыханием. В расписании по-английски она называется Sitting meditation. Это моя любимая медитация, которая вообще не понятно когда начнёт получаться)). И это же моя самая страдательная медитация. Почему — легко можно понять, попробовав просидеть на полу хотя бы полчаса. Sitting медитация больше всего помогает мне увидеть свои мысли как бы со стороны. Это одна из главных медитаций буддийских монахов.

Вторая медитация — Walking meditation — медитация при ходьбе. Если хотите понять что это такое, встаньте и попробуйте сосредоточиться на ощущении в своих ступнях. Осознайте их, осознавайте каждое движение своих ног и таким образом сделайте несколько шагов. В Дипабхаване практикуется «трехступенчатая медитация при ходьбе» — это значит, что осознавать нужно как нога отрывается от земли, как она проносится над землёй и как ставится на всю ступню. Монахи так же практикуют пятиступенчатую и более подробные медитации при ходьбе.

Попробуйте выполнить такую медитацию прямо сейчас вместе с тем, кто рядом с вами. Сделав несколько полностью осознанных шагов, посмотрите друг на друга краем глаза и вы увидете какими «зомби» мы выглядели, когда ходили по поляне Дипабхавана)). Но реально — это очень клёвая вещь.

Третий вид медитации — медитация любви . Полчаса мы думаем о всём хорошем по отношению к нашим близким и неблизким людям и т.п.

Я бы выделила ещё два вида медитации, которые используются в Дипабхаване. Это eating meditation и slipping meditation. Хотя можно выделить больше, но пока я остановлюсь.

Еда в Дипабхаване

Eating — медитация принятия пищи. Это просто невероятнейше любимейшая моя медитация. Утро начинается с того, что я жду отбоя, потом я начинаю ждать завтрака, который практикуется в 7.30, а потом начинаю ждать обеда. Обед случается в 11.30. Кормят тут я не совсем знаю чем… это могут быть зажаренные в кляре листики или цветочки, какие-то непонятные шарики, всегда рис и разные добавки-подливки к нему… но всё это настолько вкусно, что просто жуть. А самое главное — десерт!..

В общем эта медитация давала мне полное осознание счастья, заключенного в настоящем моменте — истиная сатчитананда. Если бы такими обедами кормили в русской армии, то желающих в ней служить было бы гораздо больше).

После обеда по умолчанию у большинства новичков похоже была sleeping медитация. Это было очень счастливое время суток. Но в последние дни послеобеденный сон был уже не нужен.

Когда мы снова заговорили в последний день, то это было очень странно. Я до сих пор иногда не могу подобрать русские слова и постоянно пытаюсь сказать фразу по-английски.

Есть ещё пара важных вещей. Ретриты в медитационных центрах Таиланда бесплатны, но каждый оставляет пожертвование. В среднем это 100 $ за недельный ретрит.

Шесть дней — это очень мало. Правда этого малого не выдерживают те, кто приходит в монастырь как на аттракцион, «с энтузиазмом, а не с мудростью» (цитата Тана Хуберта). В таком случае эти пара-тройка дней могут стать для человека настоящей пыткой и явно негативным опытом.

Ну а если заниматься этим серьёзно, то наверное можно устраивать себе недельную медитацию каждый месяц или раз в год уходить в буддийский монастырь на 21 день. Такая практика есть на Севере Таиланда. Ну и ещё медитировать каждый день самостоятельно (обязательно начну с понедельника).

Расписание дня в медитационном центре:

04.30 Подъем
05.00 Утреннее чтение
05.15 Медитация сидя
05.45 Йога/Утренняя зарядка
07.00 Медитация сидя
07.30 Завтрак
09.30 Разговор о Дхамме
10.30 Медитация при ходьбе или стоя
11.00 Медитация сидя
11.30 Обед
14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
15.00 Медитация при ходьбе или стоя
15.30 Медитация сидя
16.00 Медитация при ходьбе или стоя
16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
17.30 Чай\кофе
19.30 Медитация сидя
20.00 Групповая медитация при ходьбе
20.30 Медитация сидя
21.00 Время готовиться ко сну
21.30 Отбой \ Свет выключается


В центре — настоятель Дипабхавана Ачан По. Слева — Тан Хуберт. Он ведет лекции на русском языке.
Кстати о культуре пожертвований в Таиланде. Эта женщина в начале 2000-х пожертвовала весь этот огромный участок земли для строительства медитационного центра «Дипабхаван». Она же приезжает сюда на ретриты, привозит продукты, помогает на кухне.. У тайцев считается за честь заботиться о монахах и родителях.
Кирилл (). Благодаря ему русских на ретрит приезжает всё больше и больше. Сайт переведен на русский, почти все инструкции переведены на русский, даже есть лекции на русском, которые ведет Тан Хуберт, монах из Польши.


Завтрак и обед подается на «шведский стол». Каждый накладывается себе в тарелку что хочет. Пища вегетарианская, много фруктов и овощей.


В 5.30 вечера чай (кофе, какао) с бананами. Наливается и пьётся внизу, на кухне.
Посуду моет каждый сам за собой в этих тазах. Первый таз — вода с моющим средством, последний — чистая.
Так выглядит «душевая» под женским спальным этажом.
А это душ — дождевая вода и небольшой ковш:). Если мыться таким душем, то ощущаешь каждую каплю на своём теле, как под каким-то волшебным дождем. Наверное это только в неделе молчания такие ощущения.
Медитация при ходьбе
Это четырехногий кот. Он тоже любит медитировать в медитационном холле.
Часы на территории Дипабхавана не нужны, обо всём оповещает гонг. В 4.30 утра его не возможно не услышать — кажется что этот звук пронизывает собою насквозь всё в радиусе 1 км.
На территории куча всяких дорожек и ступенек. Все они в принципе ведут либо в медитационный холл, либо на кухню)
Медитационный холл. На часы последние пять минут медитации смотрят сотни раз желающие ускорить время взгляды))
Четырехногий котэ. Ему выпала участь в этой жизни — его все постоянно гладят.
А это трёхногий. Его тоже гладят, но четырехногий о нем совершенно не заботится. Мордочка всё время не облизанная и чумазая.