Работает генератор на ваз 2107. Устройство и типы генераторов на автомобилях ваз седьмой серии. Проверка работы генератора

Генератор автомобиля - устройство, которое обеспечивает бортовую сеть постоянным электрическим током, величиной до 80 Ампер. По своим конструктивным особенностям, агрегат имеет много общего с электрическим двигателем. Внутри корпуса находится две обмотки, а также крышки по бокам, оборудованные подшипниками.

Технологии не стоят на месте. С годами, схема генератора совершенствовалась, оптимизировалась его конструкция, улучшились выходные характеристики. Современные модели способны выдавать до 80 Ампер и более, что свидетельствует о повышении мощности устройства.

Устройство генератора «семерки»

Источник тока в «семерке», с инжекторным двигателем, это трехфазный механизм, который имеет электромагнитное возбуждение. Номинальный ток генератора достигает отметки 80-90 Ампер и зависит от конструктивных особенностей.

Генератор состоит из таких элементов:

  • Статор.
  • Выпрямитель (встраивается в корпус).
  • Ротор.
  • Две крышки из алюминия.
  • Пара подшипников.
  • Регулятор напряжения трехуровневый.

Генератор установлен с правой стороны от мотора и фиксируется, с помощью пары болтов к кронштейну двигателя. Источник переменного тока приводится в движение ремнем от шкива коленвала. Схема подключения генератора может различаться, из-за отличий в расположении деталей.

Принцип действия устройства

Агрегаты Г222, а также 37.3701 имеют одинаковый принцип действия. Задача генератора - в преобразовании энергии механического типа в электрический ток. Выработанное напряжение применяется, для питания электрических приборов автомобиля и зарядки аккумуляторной батареи. На выходе генератора, переменный ток проходит через выпрямительные элементы и преобразовывается в постоянный ток, величиной 80 Ампер. В состав выпрямительного блока входит шесть диодов.

Задача регулятора заключается в поддержании напряжения на требуемом уровне. Как только человек за рулем включает зажигание, напряжение подается на контрольную лампу, а далее к 3-х уровневому регулятору и на обмотку возбуждения. Упомянутый процесс наглядно рассмотрен на схеме.

Каждая деталь генератора помечена своими цифрами, что упрощает идентификацию различных элементов:

  1. АКБ (аккумуляторная батарея).
  2. Генераторная установка.
  3. Блок для монтажа цепи.
  4. Замок зажигания.
  5. Измеритель напряжения цепи (вольтметр).
  6. Лампочка, сигнализирующая о заряде/разряде аккумуляторной батареи.

Питание в бортовую сеть подается от трех выпрямителей, которые установлены в диодном блоке. Если автовладелец включает зажигание, а контрольная лампочка продолжает гореть, то это признак слабости заряда аккумулятора. В такой ситуации, необходимо проверить напряжение в сети, и после принимать решение. Если исходить из технических характеристик источника тока, при напряжении равном 13 А предельный ток должен быть 55/80 А.

В случае, если измерении показали требуемое напряжение, причин неисправности может быть несколько:

  • Выход из строя АКБ.
  • Короткое замыкание в цепи.
  • Поломка 3-х уровневого регулятора напряжения.
  • Неисправность генератора ВАЗ-2107 с инжектором.

В рассмотренных случаях, необходимо проверить:

  • Уровень натяжения поликлинового ремня, который связывает шкивы коленвала и генератора.
  • Заряд аккумулятора и срок годности.
  • Исправность подшипников.
  • Состояние 3-х уровневого регулятора.

Стоит отметить, что генератор 37.3701, установленный на «семерке» с карбюраторным мотором, а также Г222 на ВАЗ-2107 с инжектором, не отличаются по конструкции и схеме, поэтому принципы ухода за ними будут идентичными для всех моделей. Главное - следить за состоянием устройства, не допуская попадания в него грязи и влаги.

Как самостоятельно подключить генератор

Замена генератора на «семерке», оборудованной карбюраторным или инжекторным мотором, может производиться по следующим причинам:

  • Перегорание обмоток.
  • Деформация корпуса.
  • Межвитковое замыкание.
  • Выход из строя 3-х уровневого генератора и другие проблемы.

Процедура замены состоит из нескольких этапов - демонтажа, установки и подключения генератора. Алгоритм действий:

  1. Отбросьте «минусовую» клемму с АКБ.
  2. Отсоедините разъем от генератора.
  3. Демонтируйте защитный чехол. Для этого, с помощью ключа на «десять», отбросьте клемму, после чего и сам провод.
  4. Ослабьте крепеж генераторной установки, а далее снимите поликлиновый шкивной ремень.
  5. Возьмите ключ на «семнадцать», открутите гайки и снимите регулировочную планку.
  6. Выкрутите гайку снизу и демонтируйте втулку с болтом.
  7. Снимите генератор.

Замена генератора на новое, или отремонтированное устройство осуществляется по обратному алгоритму. Перед монтажом, внимательно изучите схему и разберитесь с нюансами подключения генератора на машинах ВАЗ-2107, с карбюратором или инжектором. Отдельное внимание уделите схеме соединений и отличительным особенностям двух установок (Г222 и 37.3701).

Как только установка завершена, . Для этого сделайте следующее:

  • С помощью ключа, ослабьте пару крепежных болтов, удерживающих агрегат.
  • Используйте монтировку, чтобы натянуть ремень.
  • Зафиксируйте его, в нужном положении, с помощью специальной гайки (находится на пластине для регулировки).

В завершении работ, убедитесь в правильности натяжения. Для этого, жмите на ремень в средней точке, между шкивами генератора и коленвала. В идеале, прогиб должен составлять 1,0-1,7 см. Регулируйте натяжение до тех пор, пока оно не достигнет требуемого параметра. После, затяните все гайки, с необходимым моментом. На этом, замена генератора завершена.

Учтите, что современные машины имеют большое число электрических приборов, поэтому мощность генератора должна быть достаточной, для обеспечения всех потребителей необходимым объемом энергии. Кроме того, стоит внимательно следить за состоянием устройства, производить его ремонт или замену, в случае необходимости.

Видео: Как снять генератор Ваз (классика)

Если видео не показывает, обновите страницу или

Работает генератор ВАЗ-2107 на автомобиле параллельно с аккумуляторной батареей. Это два источника питания, которые используются системой электроснабжения в различных режимах. Генератор - это машина постоянного тока, принцип его работы аналогичен тому, который существует у простого электродвигателя. Две обмотки, корпус, боковые крышки с подшипниками. Как и у любой машины постоянного тока, у генератора относительно низкая надежность. Но конструкторы за все время существования автомобилей настолько смогли улучшить данный агрегат, что в нем практически не осталось слабых элементов.

Преимущества и недостатки машин постоянного тока

Всем знакомы асинхронные электродвигатели, которые используются в промышленности повсеместно (их доля - около 96 %). Их преимущество в том, что в конструкции отсутствует обмотка возбуждения, на которую необходимо подавать напряжение при помощи щеточного механизма. Вместо этого применяется короткозамкнутый ротор, вращающийся внутри статорной обмотки. Дешево и сердито, несмотря на то, что характеристики оставляют желать лучшего. Значит, асинхронные моторы имеют средние характеристики, зато обладают высокой надежностью.

Двигатели постоянного тока, к коим можно отнести и генераторы, так как конструкция у них одинаковая, нуждаются в обмотке возбуждения. Даже можно сказать, что стартер - это зеркальное отображение автомобильного генератора. Преимущество лишь в том, что при любых оборотах ротора характеристики стабильные. Но вот наличие щеточного механизма только портит всю картину. Сами щетки генератора ВАЗ-2107 сделаны из состава на основе графита, поэтому со временем стираются, требуется их замена. В остальном же, если присмотреться внимательнее, все параметры на высоком уровне.

Элементы генератора ВАЗ-2107

Как и любой электрический двигатель, генератор имеет два основных элемента - статор и ротор с обмотками, которые называются соответственно. В автомобильной технике широкое распространение получили генераторы переменного тока. Причем на выходе напряжение трехфазное. Это дает свои преимущества, например уменьшение пульсаций вырабатываемого тока. При помощи диодного мостового выпрямителя трехфазное переменное напряжение превращается в постоянное. После этого идет электролитический конденсатор, который отсекает все переменные составляющие. Это все узлы, которые относятся к электрической части ВАЗ-2107. Замена генератора или ремонт его требуют ознакомления со всеми мелочами.

На выходе генератора, который соединяется с аккумуляторной батареей, появляется постоянное напряжение при вращении ротора (на заведенном двигателе). Но не всегда так бывает. Для того чтобы появилось напряжение на выходе генератора, необходимо запитать роторную обмотку возбуждения, к слову сказать, на АКБ поступает не 12 вольт, а больше. Порой напряжение подскакивает до 30 В. И как же это устранить? Вот здесь есть маленькая хитрость. Не нужно проводить стабилизацию высокого тока на выходе, достаточно подавать стабилизированное напряжение на обмотку возбуждения. Магнитное поле вокруг ротора становится постоянным, пульсаций нет, следовательно, на выходе автомобильного генератора будет стабилизированное напряжение.

Для чего нужен регулятор напряжения и как он работает?

Функцию стабилизатора выполняет регулятор напряжения. Он может быть как механическим, так и электронным. Правда, последние уже давно завоевали рынок, вытеснив своего предшественника. Это и понятно, ведь надежность у электронного регулятора во много раз выше. Причина - нет контактов и подвижных элементов. Новейшие регуляторы заключены в одном блоке с щетками, что повышает компактность устройства.

От аккумулятора подается напряжение на реле-регулятор. В цепи питания имеется лампа накала, которая сигнализирует о наличии или отсутствии зарядки АКБ. Находится она на приборной панели и имеет вид красной батареи. Если у вас вдруг начала гореть эта лампа, то значит, генератор не работает. Причина может быть любой: порвался ремень генератора ВАЗ-2107 либо произошло нарушение проводки, а может, и выход из строя обмоток. Это говорит о том, что необходимо предпринимать меры по устранению неисправностей.

Как снять генератор?

Снятие генератора нужно проводить только после отключения аккумуляторной батареи. Помните, что к задней крышке идет толстый силовой провод, он не защищен никакими предохранителями, поэтому риск возникновения пожара или короткого замыкания очень большой. Не забывайте, что хоть и несложный механизм имеет генератор ВАЗ-2107, цена его достаточно высокая: отечественные модели обойдутся вам в 3500 рублей, а импортные - около 4200-4400. Поэтому оказывается дешевле провести капитальный ремонт.

Для начала нужно снять ремень. В верхней части генератора выкручиваете гайку, после чего руками двигаете его в сторону двигателя. Снимите ремень, это единственная деталь, которая мешала вам. Внимательно осмотрите его на предмет трещин и порезов. Если найдете их, то придется установить новый. В нижней части генератора имеется длинный болт. Выкрутите с него гайку, после чего извлеките его из отверстий в генераторе и блоке двигателя. Перед тем как сделать это, лучше всего выкрутить все крепления проводов к задней крышке, чтобы не повредить их.

Как проверить обмотки и диоды?

Сначала нужно разобрать генератор ВАЗ-2107. Как проверить его элементы? Первым делом нужно провести визуальный контроль. Взгляните на обмотки: нет ли на них вмятин и иных повреждений, не подгорели ли они? Щетки должны быть достаточной длины, если они стерлись, то проведите замену. Попробуйте прокрутить внутренние обоймы подшипников, обратите внимание на то, нет ли в них люфта.

Но есть и неисправности, которые невозможно диагностировать визуально или на ощупь. Например, целостность диодов невозможно проверить без тестера или лампы. Все знают из физики, что диод является полупроводником. Другими словами, он проводит постоянный ток только в одном направлении. Возьмите тестер и прозвоните каждый диод, причем нужно менять полярность. Затем тестер подключите к концам обмоток и проверьте сопротивление каждой. Если нет его, то обрыв внутри, а если есть, то оно должно быть таким, какое указано в паспорте генератора. Замыкание на корпус можно выявить, подключив тестер к нему и к выводу обмотки.

Установка генератора

Когда провели диагностику и устранили все неисправности, соберите генератор. Далее можно начинать его установку на автомобиль. Ничего в этом сложного нет, она выполняется в последовательности, обратной снятию. Но стоит обратить внимание на ремень. Его нужно установить правильно, с нужной натяжкой. Обратите внимание на то, что слабое натяжение станет причиной плохой зарядки аккумулятора. Не забывайте, что при подключении потребителей с большой мощностью генератор просто начинает тормозить, его очень трудно прокрутить. А если сильно натянете ремень, то в ближайшее время подшипник на передней крышке выйдет из строя и начнет издавать противный свист.

Послесловие

Не пренебрегайте генератором, следите за ним, ухаживайте, поддерживайте в чистоте и хорошем техническом состоянии. Не забывайте, что генератор ВАЗ-2107, цена которого даже на разборках составляет 2000-2500 рублей, нечасто требует замены. Причиной для ее проведения может быть только полное разрушение проушин для крепления либо сильнейший удар по генератору. В большинстве случаев провести ремонт оказывается намного дешевле и доступнее.

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке генератора, в строке "Комментарий" указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска.

Генераторы на автомобилях ВАЗ – предназначены для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала двигателя автомобиля в электрическую энергию. Автомобильный генератор используется для зарядки аккумуляторной батареи автомобиля, а так же для питания системы зажигания, фар и габаритных огней, бортового компьютера, аудиосистемы, системы вентиляции и отопления и других штатных электропотребителей.

Генератор 2104-07 или 21045 КЗАТЭ 2107- 372.3701-03/05 на автомобили после 01.04.07г - генератор переменного тока 372.3701-03 со встроенным выпрямительным блоком и интегральным устройством, предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ВАЗ-2104-07, автомобили после 01.04.07 года (инжектор), 21045, 2108-21099, и модификации работающих при температуре окружающей среды от минус 40 C°до плюс 45 C° и влажности до 90%. Номинальное напряжение, В 14. Максимальный выпрямленный ток, A 73

а. - Регулятор напряжения и щеточный узел у генераторов выпуска с 1996 г..

1. - Крышка генератора со стороны контактных колец. 2. - Болт крепления выпрямительного блока. 3. - Контактные кольца. 4 – Шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец. 5. - Конденсатор 2,2 мкФ ±20% для подавления радиопомех. 6. - Вал ротора. 7. - Провод общего вывода дополнительных диодов. 8. - Зажим «30» генератора для подключения потребителей. 9. - Штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов). 10. - Провод вывода «Б» регулятора напряжения. 11. - Щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения. 12. - Регулятор напряжения. 13. - Щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения. 14. - Шпилька для крепления генератора к натяжному устройству. 15. - Крышка генератора со стороны контактных колец. 16. - Крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора. 17. - Полюсный наконечник ротора. 18. - Шайбы крепления подшипника. 19. - Дистанционное кольцо. 20. - Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода. 21. - Стальная втулка. 22. - Обмотка ротора (обмотка возбуждения). 23. - Сердечник статора. 24. - Обмотка статора. 25. - Выпрямительный блок. 26. - Стяжной болт генератора. 27. - Буферная втулка. 28. - Втулка. 29. - Поджимная втулка. 30. - Вывод «В» регулятора напряжения. 31. - Щеткодержатель.

Ротор и статор – составляющие электрической машины (в данном случае, генератора), где неподвижная часть называется статор, подвижная – ротор. Статор и ротор разделены воздушным зазором. Их активными частями являются обмотки и магнитопровод; все остальные части - конструктивные, обеспечивающие необходимую прочность, жёсткость, охлаждение, возможность вращения и т.п.

Щеточный узел – обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части машины; представляет собой два скользящих контакта.

Блок выпрямителей (диодный мост) – предназначены для преобразования («выпрямления») переменного тока в пульсирующий; представляют собой конструкцию из нескольких диодов.

Регулятор напряжения (реле-регулятор) – преобразователи электрической энергии, позволяющие получить на выходе заданное напряжение; представляют собой электронные блоки из нескольких компонентов

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с дистанционным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме "звезда" (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом. Пластины объединены в выпрямительный блок , закрепленный на задней крышке генератора. Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.

Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения - неразборный, при выходе из строя его заменяют. Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами "положительных" и "отрицательных" вентилей (между "+" и "массой" генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на выпрямительном блоке. При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит).

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет).

Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

Генератор предназначен для поставок на внутренний рынок и на экспорт в страны всех климатических зон.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 21070 370101000 , 2107-372.3701-03/05.

ВАЗ 2104-2107, ВАЗ 2108, ВАЗ 2109-099.

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема!

Как самостоятельно заменить генератор на автомобиле классического семейства ВАЗ с инжекторным двигателем.

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ!!!

Правильная работа генератора 2106 2107 обеспечивает надлежащее функционирование всех устройств транспортного средства. Согласно прилагаемой инструкции по эксплуатации, техническое состояние генератора ВАЗ 2106 проверяется не реже 1 раза каждые 4 месяца. Невнимательность к указанному требованию приводит к износу устройства. В результате вопрос, какой генератор лучше поставить на ВАЗ 2106, становится актуальным.

При участии машины в ДТП или серьезном ремонте необходимо в обязательном порядке убедиться в исправности устройства. В противном случае перепад напряжения спровоцирует серьезные поломки всех потребителей электричества в машине. В большинстве случаев устранить неисправность генератора ВАЗ можно в гараже.

Возможные причины неисправностей

Выделяют несколько распространенных причин, требующих от водителя заглянуть под капот «железного коня»:

  • частичное или полное сгорание обмотки ВАЗ 2107;
  • случаи межвиткового короткого замыкания;
  • физический износ деталей;
  • внешнее физическое воздействие;
  • механическое повреждение.

Неопытным водителям ВАЗ 2108 или более ранних модификаций необходимо помнить об одном нюансе. При выборе осветительных приборов нужно учитывать их мощности. К примеру, решив установить противотуманные фары, мощность которых 40-50 Вт каждая, следует заглянуть в техническое описание ВАЗ 2106 или 07. Их установка допускается только, если генератор транспортного средства выдает более 55 А тока.

Несоблюдение указанного правила приводит к печальным последствиям. Повышенная нагрузка генератора ВАЗ приводит к быстрому его износу. Мощность агрегата постепенно снижается, что ошибочно воспринимается как незначительная поломка. Именно поэтому суммарная мощность всех потребителей напряжения не должна превышать максимальный уровень тока ВАЗ 2107, 08 или 06.

Из описанной выше проблемы проистекает еще одна — неправильная зарядка. Легковой автомобиль марки 2107 устроен таким образом, что зарядка генератора происходит во время движения. Все потребители электричества подобраны с учетом мощности устройства. В случае замены отдельных элементов без учета их мощности генератор ВАЗ получает меньше, чем необходимо, энергии.


Вынужденное «голодание» приводит к ускоренному износу и выходу его из строя. Большую опасность представляют гаджеты, существенно превышающие максимальный уровень вырабатываемого ВАЗ 2108 тока. В этом случае «железный конь» рискует остановиться в пути следования. На месте и даже в стенах СТО реанимировать генератор ВАЗ не получится.

Варианты замены сломавшегося агрегата

Главное, что необходимо запомнить, — для замены сломавшегося генератора запрещено брать первый попавшийся. Несоблюдение указанного правила приведет к продолжительному и дорогостоящему ремонту ВАЗ 2107 или других модификаций. Наиболее распространенной модификацией является Г-221. Для проведения технически правильной замены необходимо изучить следующие рекомендации производителя:

  1. Замена генератора ВАЗ возможна с использованием агрегата от модификации 2105. Максимальный уровень тока составляет 55 А, что подходит для машин с незначительным количеством потребителей. Замена не подразумевает проведение доработок или модификаций.

  2. Разрешено использование агрегата от ВАЗ 2106, чей максимальный уровень тока равен 55 А. Главное — предварительно убедиться в отсутствие большого количества мощных потребителей. Для установки потребуется незначительная переделка креплений, которые у модели ВАЗ 2106 немного отличаются.
  3. Для машин с большим количеством потребителей подойдет агрегат, аналогичный установленным на ВАЗ 2107. Его максимальная мощность составляет 73 А. Водители со стажем говорят, что в некоторых случаях тяжело решить, какой генератор лучше поставить на ВАЗ. Проблема как раз и упирается в невозможность точно определить необходимую мощность потребления в долгосрочной перспективе.
  4. В случае повышенной нагрузки на генератор рекомендуется выбрать модель для Нивы. Выдает она почти 80 А, что вполне достаточно для установки большого количества лампочек и усилителей. При его использовании есть только одно ограничение. Нельзя ставить мощный агрегат на модель 2106, которая не рассчитана на подобные мощности.
  5. В крайних случаях допускается установка агрегата от модели 2110, чья мощность превышает 110 А. Использование подобного генератора ВАЗ оправдано только в случае повышенных нагрузок.

После того как автовладелец определится с мощностью, необходимо правильно установить устройство. Автослесари рекомендуют проявить повышенную осторожность. Некачественная установка генератора приводит к множеству проблем при последующей эксплуатации.

Процедура замены генерирующего устройства

Перед началом работы проверяется исправность реле регулятора. Желательно выбрать модель, где показатель термокомпенсации максимально возможный. Указанная характеристика позволяет моделям 2106 2107 безаварийно работать на повышенных оборотах. Особенно внимательно указанный показатель надо изучить, если эксплуатация ВАЗ 2106 или более поздних модификаций происходит в зонах с жарким климатом.

Снятие сломавшегося устройства и установка нового не вызывает проблем, благодаря понятному способу крепления.

Сложности появляются на этапе, когда нужно подключить новый генератор ВАЗ. Для начала производится отключение и последующая изоляция проводов, идущих от реле-регулятора. Дальнейшее подключение генератора ВАЗ 2108 производится следующим образом.

Провода, сформированные в виде кольцевой клеммы, подключается на старое место в ВАЗ 2108. Обязательно нужно изолировать провод серого цвета, который никуда не подключается. Завершает процедуру установки подключение желтого провода к клемме. Если автовладелец не смог найти устройство требуемой мощности, то установить можно модель с ВАЗ 2108 на ВАЗ 2106 при условии учета суммарной мощности потребителей.


Бережное отношение и регулярные профилактические осмотры обеспечат машине длительную надежную эксплуатацию. Даже при незначительном падении оборотов или проблемах на этапе включения двигателя существует повод заглянуть под капот. Чем быстрее это делается, тем меньше вероятность дальнейшего распространения проблемы.

Простое устройство ВАЗ 2107 позволяет водителям самостоятельно обслуживать и ремонтировать свой автомобиль. Однако с некоторыми узлами могут возникнуть проблемы. Например, с генераторной установкой, так как не все автолюбители обладают соответствующими познаниями в работе с электрическими приборами.

Генератор ВАЗ 2107: назначение и основные функции

Как и на любой другой машине, генератор на «семёрке» работает в паре с аккумулятором. То есть это два источника питания в авто, каждый из которых используется в своих режимах. И если основная задача АКБ - поддерживать работоспособность электронных приборов в период, когда двигатель выключен, то генератор, напротив, вырабатывает ток только при работающем моторе.

Основная задача генераторной установки - вырабатывать электрическую энергию, подпитывая заряд аккумуляторной батареи. То есть во многом (если не во всём) работоспособность машины зависит от того, насколько слаженно работают генератор и аккумулятор.

Генераторные установки на ВАЗ 2107 выпускают с 1982 года. Их заводская маркировка - Г-221А.

Технические характеристики генератора Г-221А

На ВАЗ 2107 устанавливались два вида генераторов (карбюраторные и инжекторные), каждый из которых имел свою заводскую маркировку: 372.3701 или 9412.3701. Поэтому характеристики работы устройств могут отличаться, так как инжекторные модели потребляют больше электроэнергии, соответственно, и мощность генератора должна быть выше.

Все генераторы ВАЗ 2107 обладают одной и той же величиной номинального напряжения - 14 В.

Таблица: сравнение характеристик разных модификаций генераторов для ВАЗ 2107

Какие генераторы можно установить на «семёрку»

Конструкция ВАЗ 2107 позволяет устанавливать не только генератор Г-221А. Поэтому водитель при необходимости может поставить более мощное устройство, правда, при этом придётся внести некоторые изменения в электрическую схему автомобиля. Возникает вопрос: а с чем вообще связано желание автолюбителя поменять «родной» генератор?

Г-221А был оптимальным устройством для оснащения автомобилей в эпоху начала их серийного производства. Однако с 1980-х годов прошло много времени и сегодня практически каждый водитель пользуется современными электронными приборами:

Соответственно, генератор Г-221А не справляется с высокими нагрузками, в силу чего водители и начинают искать более мощные установки.

На «семёрку» можно установить как минимум три более мощных устройства:

  • Г-222 (генератор от «Лады Нивы»);
  • Г-2108 (генератор от «восьмёрки»);
  • Г-2107–3701010 (инжекторная модель для карбюраторной машины).

Важно, что последние две модели не требуют изменения конструкции как корпуса генератора, так и его креплений. При установке генератора от «Нивы» придётся провести некоторую доработку.

Видео: принцип работы генератора

Схема подключения Г-221А

Являясь электронным прибором, генератор нуждается в корректном использовании. Поэтому схема его подключения не должна вызывать двойственного толкования. Надо отметить, что водители «семёрок» обычно без труда могут подсоединить все клеммы генератора сами, так как схема доступна и понятна каждому.

Многие автовладельцы задаются вопросом, куда какой провод должен подключаться при замене генератора. Дело в том, что прибор имеет несколько разъёмов и проводов и при замене можно легко забыть, какой провод куда идёт:

  • оранжевый не пригодится для подключения, его можно оставить как есть либо соединить с серым напрямую для автозапуска авто;
  • серый толстый провод идёт на щётки от реле-регулятора;
  • серый тонкий провод подключается к реле;
  • жёлтый - координатор контрольной лампочки на панели управления.

При самостоятельной работе с Г-221А лучше подписывать назначение проводов, чтобы потом не соединить их ошибочно.

Устройство генератора ВАЗ 2107

Конструктивно генератор на «семёрке» имеет форму цилиндра. В литом корпусе спрятано множество мелких деталей, каждая из которых выполняет свои функции. Основными же элементами Г-221А считаются ротор, статор и крышки, которые отливаются только из специального алюминиевого сплава.

Ротор

Ротор Г-221А состоит из вала с рифлёной поверхностью, на который напрессована втулка из стали и полюсы. Втулка и клювообразные полюсы вместе образуют так называемый сердечник электромагнита. Сердечник как раз и вырабатывает электромагнитное поле в процессе вращения вала ротора.

Внутри ротора располагается также и обмотка возбуждения. Она помещается между полюсами.

Подвижный элемент ротора - рифлёный вал - вращается благодаря двум шариковым подшипникам . Задний подшипник установлен непосредственно на валу, а передний фиксируется на крышке генератора.

Статор

Статор собирается из специальных пластин толщиной 1 мм. Пластины изготавливаются из электротехнической стали. Именно в пазах статора и размещена трёхфазная обмотка. Катушки обмотки (их всего шесть) выполнены из медной проволоки. Собственно говоря, электромагнитное поле, поступающее от сердечника ротора, преобразуется катушками в чистое электричество.

Выпрямитель

Генератор в описанной комплектации вырабатывает только переменный ток, чего явно недостаточно для бесперебойной работы автомобиля. Поэтому в корпусе Г-221А имеется выпрямитель (или диодный мост), главной задачей которого является преобразование переменного тока в постоянный.

Диодный мост имеет форму подковы (за что и получил соответствующее прозвище среди автолюбителей) и собран из шести кремниевых диодов. На пластине три диода имеют положительный заряд и три - отрицательный. В центре выпрямителя установлен контактный болт.

Регулятор напряжения

Регулятор напряжения на ВАЗ 2107 выполнен совместно со щёткодержателем. Устройство представляет собой неразборный узел и фиксируется к задней крышке генератора. Регулятор призван поддерживать номинальное напряжение в сети в любом режиме работы двигателя.

Шкив

Шкив не всегда считают составной частью генератора, так как он насаживается на уже собранный корпус отдельно. Главная задача шкива - передача механической энергии. В составе генератора он связан ремённой передачей со шкивами коленчатого вала и помпы. Поэтому все три устройства работают в неразрывной связи между собой.

Неисправности генератора

К сожалению, ещё не придуманы такие механизмы, которые под воздействием времени и постоянных нагрузок не выходили бы из строя. Генератор ВАЗ 2107 рассчитан на многолетнюю работу, однако в ряде случаев этому препятствуют мелкие поломки и неисправности его составляющих.

Выявить неполадки в работе генератора можно без помощи специалистов СТО: необходимо просто внимательно следить за всеми изменениями, которые происходят с автомобилем во время движения.

Загорелась контрольная лампа зарядки на панели приборов

В салоне ВАЗ 2107 на приборной панели есть вывод нескольких сигнализаторов. Одним из них является контрольная лампочка зарядки аккумулятора. Если она вдруг загорается красным, значит, в АКБ недостаточно заряда, есть проблемы с генератором. Но не всегда сигнализатор свидетельствует о неполадках с самим генератором, чаще всего лампа срабатывает по другим причинам:

  • проскальзывание ремённого привода генератора - потребуется остановить машину и откорректировать степень натяжения ремня;
  • повреждения в реле контрольной лампы, поэтому она срабатывает некорректно - рекомендуется «прозвонить» реле в монтажном блоке и в случае необходимости произвести его замену;
  • обрыв контактов в обмотке возбуждения - это более серьёзное повреждение, которое требует снятия генератора с автомобиля, его разборки и поиска обрыва;
  • сильный износ щёток в щёткодержателе - потребуется их замена, которая выполняется довольно просто;
  • короткое замыкание в выпрямителе (скорее всего, перегорел один из кремниевых диодов) - рекомендуется разобрать генератор, прозвонить диоды и заменить выбывший из строя элемент.

На аккумулятор не идёт зарядка

Водители ВАЗ 2107 часто сталкиваются с такой проблемой: генератор вроде бы исправно работает, а питание на АКБ не идёт. Проблема может крыться в следующих неисправностях:

  • растянулся ремень генератора - необходимо проверить степень его натяжения или же заменить на новый;
  • ослабление крепления наконечников проводов - достаточно просто подтянуть все крепёжные соединения и тщательно зачистить контакты и разъёмы;
  • неисправность самого аккумулятора;
  • повреждения в проводке - рекомендуется прозвонить все провода между АКБ и генератором и заменить повреждённые участки.

Аккумулятор выкипает

Выкипание АКБ - признак того, что жить батарее осталось недолго. После этого аккумулятор не сможет полноценно работать, поэтому скоро придётся его заменить. Однако чтобы замена не привела к тем же печальным последствиям, необходимо найти причину выкипания, которая может заключаться в:

  • загрязнении контакта между «массой» и корпусом регулятора генератора - необходима зачистка контакта;
  • повреждениях в самой плате регулятора напряжения - рекомендуется замена платы;
  • браке аккумулятора - если АКБ стала выкипать сразу же после замены.

При езде раздаётся шум и скрежет из генератора

Генератор имеет вращающийся ротор, поэтому он обязательно должен издавать шум во время работы. Однако если эти звуки становятся всё более громкими и неестественными, следует разобраться с причиной их возникновения:

  • ослабление гайки на шкиве - нужно подтянуть гайку и проверить степень натяжения ремня;
  • выработка подшипников - в этом случае водитель может слышать громкий скрежет и даже вой во время езды, потребуется выпрессовать старые подшипники с вала и установить новые;
  • замыкание в обмотке - необходима замена статора полностью;
  • скрип щёток - рекомендуется зачистка щёток от налипшей грязи.

Проверка генератора

Неполадок с генераторной установкой можно избежать, если периодически проводить диагностику состояние этого узла. Проверка работоспособности генератора даёт водителю уверенность в его исправной работе и отсутствии поводов для беспокойства.

Нельзя проверять генератор, отключая его от аккумулятора при работающем двигателе. Это чревато скачками напряжения в сети и коротким замыканием . Проще всего обратиться к специалистам СТО, чтобы проверить работоспособность генератора на стенде. Однако убеждённые «семёрководы» давно уже приспособились проверять Г-221А самостоятельно при помощи мультиметра.

Для диагностики потребуется мультиметр любого типа - цифровой или индикаторный. Единственное условие: прибор должен корректно работать в режиме измерения и переменного, и постоянного тока.

Порядок работы

Для диагностики работоспособности генератора потребуются два человека. Один из них должен находиться в салоне и по сигналу завести мотор, второй - непосредственно вести наблюдение за показаниями мультиметра в разных режимах. Порядок работы будет следующим.


Видео: процедура проверки генератора с лампочкой

Ремонт генератора на ВАЗ 2107

Отремонтировать генератор можно и без посторонней помощи. Устройство легко разбирается на запчасти, поэтому произвести замену старых деталей можно даже без соответствующего опыта работы. Однако стоит иметь в виду, что генератор - это прежде всего электрический прибор, поэтому ни в коем случае нельзя допустить ошибку при сборке.

Стандартная процедура ремонта генератора на ВАЗ 2107 укладывается в следующую схему.


Снимаем генератор с машины

Демонтажные работы занимают порядка 20 минут и требуют минимального набора инструментов:

  • рожковый ключ на 10;
  • рожковый ключ на 17;
  • рожковый ключ на 19;
  • монтажная лопатка или монтировка.

Снимать генератор с автомобиля лучше всего на остывшем двигателе, так как устройство сильно нагревается во время работы. К тому же потребуется заранее поддомкратить автомобиль и снять переднее правое колесо, чтобы было удобно работать с корпусом и креплениями генератора.

  1. Демонтировать колесо, убедиться, что машина надёжно стоит на домкрате.
  2. Найти корпус генератора и планку его крепления.
  3. Ключом ослабить нижнюю гайку фиксации, но не выкручивать её до конца.
  4. Выкрутить гайку на планке, также оставив её на шпильке.
  5. Немного сдвинуть корпус генератора в сторону мотора.
  6. В это время ремень генератора ослабится, что позволяет снять его со шкивов.
  7. Отсоединить всю проводку от генератора.
  8. Выкрутить ослабленные гайки.
  9. Потянуть корпус генератора на себя, снять его со шпилек.

Видео: демонтаж генератора

Разбираем устройство

Чтобы отремонтировать генератор, необходимо его разобрать. Во время работы потребуются:

  • рожковый ключ на 19;
  • накидной ключ на 19;
  • трещотка (можно добавить удлинитель);
  • головка на 8;
  • головка на 10;
  • небольшой молоток.

Если разборка проводится в первый раз, рекомендуется подписывать, какая деталь с какого механизма была снята. Так, при сборке будет больше уверенности в том, что всё делается правильно. В составе генератора много различных гаек, болтов и шайб, которые при внешней схожести обладают разными характеристиками, поэтому имеет большое значение, куда какой элемент установить.

Разборка генератора Г-221А проводится в соответствии со следующим алгоритмом.


В процессе разборки сразу же можно выявить основные неисправности тех или иных узлов. Соответственно, замене подлежат все те детали, которые:

  • покрыты сильным нагаром;
  • изношены;
  • имеют зазубрины, трещины и деформации на поверхности.

Видео: разборка генератора

Ремонт своими руками

Процедура ремонта генератора - это замена тех деталей, которые не прошли дефектовку. Менять подшипники, диоды, обмотку и прочие узлы просто: старая деталь снимается, на её место устанавливается новая.

Запчасти для ремонта генератора ВАЗ 2107 можно купить практически в любом автомагазине.

Видео: ремонт генератора ВАЗ 2107

Ремень генераторной установки на ВАЗ 2107

Автомобиль ВАЗ 2107 выпускался в период с 1982 по 2012 год. Первоначально модель оснащалась гладким ремнём для привода (старый образец). С течением времени «семёрка» неоднократно модифицировалась и в конце 1990-х генератор стал работать с ремнём нового образца, имеющим зубцы.

Наибольшей популярностью у автовладельцев пользуются резинотехнические изделия от немецкой компании «Бош». Эти ремни идеально вписываются в работу отечественного автомобиля и служат в течение всего срока, указанного производителем.

Конструкторские номера и размеры ремней указываются в эксплуатационной книжке на автомобиль:

  • 2101–1308020 (гладкая поверхность), размеры - 10,0х8,0х944,0 мм;
  • 2107–1308020 (зубчатая поверхность), размеры - 10,7х8,0х944,0 мм.

Как натянуть ремень на генератор

От правильной натяжки ремня на шкив прежде всего зависит работа генератора, а также водяного насоса. Поэтому нельзя пренебрегать существующими правилами. Ремень устанавливается и натягивается в следующем порядке.


Видео: как натянуть ремень генератора

Проверка степени натяжения выполняется двумя пальцами. Нужно нажать на свободную часть ремня и измерить его прогиб. Оптимальный прогиб составляет 1–1,5 сантиметра.

Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельное обслуживание генератора на ВАЗ 2107 вполне возможно и не относится к разряду невыполнимых задач. Важно соблюдать рекомендации и алгоритмы той или иной работы, чтобы качественно провести ремонт или диагностику. Однако если есть сомнения в своих умениях и навыках, всегда можно обратиться за помощью к профессионалам.