Конспект урока по русскому языку "безударные гласные в приставках". Правописание приставок Безударная гласная в приставке природа

§ 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз‑/роз‑ , см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

безво́льный, безда́рный, беспе́чный, бестолко́вый (ср. бе́здарь, бе́столочь );

заморо́зить, занести́, запира́ть, запис́ать (ср. за́пертый, за́пись );

перебро́сить, перевра́ть, переда́ть, переложи́ть, переписа́ть (пе́репись, пе́реданный, пере́вранный );

отнима́ть, отпира́ть, отрыва́ть, отста́вить (о́тнял, о́тпер );

подложи́ть, подписа́ть, подре́зать, подступи́ть (по́дпись, по́дступ );

пробежа́ть, промахну́ться, пропуска́ть, прорва́ться, протере́ть (про́мах, про́пуск, про́рванный ); праба́бушка (пра́дед ).

Примечание 1. От слов с приставкой пере‑ следует отличать слова с иноязычной приставкой пери‑ , напр.: периге́й, перице́нтр (термины астрономии), перикарди́т, перитони́т (медицинские термины), периско́п, перипети́я, перифра́з или перифра́за (филологический термин; отсюда глагол перифрази́ровать, но ср. перефрази́ровать ‘сказать, изложить иначе’).

Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра‑ и экстра‑ пишется непроверяемая буква а , напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт . Однако в словах с латинской приставкой интра‑ (интро‑ ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

§ 39. Приставки при‑ и пре‑ . Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при‑ имеет следующие основные значения:



1. близости, непосредственного примыкания к чему‑н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

5. в глаголах с суффиксами −ыва‑ (−ива‑ ), −ва‑ – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре‑ в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре‑ обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере‑ (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре‑ обозначает чрезмерность, выход за пределы чего‑н.



В некоторых словах значение приставок пре‑ и при‑ не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре‑ имеют значение ‘представить что‑н. в бо́ льщих (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре‑ и при‑ , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого‑что) – придать (кому‑чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему‑н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.

§ 40. Приставка раз‑ (рас‑) / роз‑ (рос‑) . Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а , а под ударением – о , напр.: разда́ть (ср. ро́здал, ро́зданный ), расписа́ние, распи́ска (ро́спись ), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь ), разлива́ть, разливно́й (ро́злив ), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск ), разже́чь (ро́зжиг ), распусти́ть (ро́спуск ), разыгра́ть (ро́зыгрыш ).

§ 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о , напр.: со гнуть (ср. сгибать ), во йти, во йду, во шли (входить ), ото драть (отдеру, отдирать ), подо слать (подсылать ), обо рваться (обрываться, обрыв ), разо брать (разберу, разбирать, разбор ), разо гнаться (разгонюсь, разгоняться ), подо бью (подбить ), разо вью (развить ), со тру (стереть ), ото мрут (отмереть ); безо всего (ср. без денег ), во всём (в новом ), во мне (в нас ), со своими (с нами ), передо мной, надо мной (перед вами, над вами ), ко всякому (к вам ). Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (со́гнутый, подо́сланный, обо́рванный, разо́бранный ), а также в некоторых наречиях, напр.: во́время, со́слепу .

Безударные гласные в приставках

На этом занятии мы узнаем, как писать без ошибок слова с безударными гласными в приставках.

Когда гласный звук стоит под ударением, он находится в сильной позиции, то есть хорошо слышится. В безударном положении гласный звук произносится неотчетливо - это его слабая позиция. Вспомним, как звучит правило проверки безударных гласных в корне:

Ударение, словно волшебная палочка, расколдовывает гласные и делает их чёткими и ясными:

Так мы действуем, когда проверяем безударные гласные в корне. Может быть, это правило поможет нам и в случае с безударными гласными в приставках?

Возьмём слово с безударным гласным звуком в приставке и попробуем подобрать к нему такие однокоренные слова, в которых этот безударный звук станет ударным.

К данным словам мы смогли подобрать однокоренные слова с приставкой под ударением. Но таких слов в нашей речи очень мало.

З_бег - з_бежать, з_бежавший, з_бегать. Д_стал - д_ставать, д_ставка. Пр_стояла - пр_стой, пр_стоишь. Мы видим, что гласный в приставке как был безударным, так им и остался. Значит, способ проверки, который мы использовали при работе с корнем, нам не подходит. Рассмотрим следующие слова:

В словах первого столбика - приставки с безударными гласными, в словах второго столбика - приставки под ударением. Общее в словах то, что гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково. Это значит, что приставки нужно просто запомнить.

Есть несколько слов с приставкой пра-: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и с приставкой па-: паводок, пасынок, падчерица. В этих случаях ударение падает на приставку, и вы не ошибётесь в её написании.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • формирование умения писать безударные гласные в приставках;
  • развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор, экран;
  • тренажер для глаз;
  • разрезные карточки с пословицами;
  • индивидуальные учебные карты (схемы ООД);
  • карточки с деформированными текстами;
  • рисунки снеговиков для рефлексии урока.

Ход урока

I. Актуализация знаний по теме.

1. Оргмомент.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. На экране демонстрируется фоторяд репродукций картин великих русских художников. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

2. Чистописание.

Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

3. Словарная работа.

А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц.) (См. Презентацию 1).

Какие слова с непроверяемым написанием вам повстречались в пословицах? Выпишите их в столбик и объясните написание орфограмм. (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

декабрь
январь
февраль
мороз

Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

скр_пит
к_рмить
к_вать
х_л_дает

Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

II. Мотивационный этап.

4. Введение темы урока.

Какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

заскрипит
накормить
заковать
похолодает

Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

Как же нам быть с этими гласными? Правильно ли мы их записали? (Варианты ответов детей).

Какова же буде тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). Тема появляется на экране. (См. Презентацию 1).

5. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. (Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

III. Составление схемы ООД.

6. Изучение нового материала.

а) Работа по учебнику.

Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

записал - запись
доделал - досыта
надписал - надпись и т.д.

Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

б) Работа с правилом.

Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

в) Составление алгоритма работы над орфограммой. (См. Презентацию 1).

С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова? Возьмите учебную карту. (Дети читают алгоритм на заготовках учебных карт и заполняют на этой карте таблицу по написанию приставок).

Какие приставки с гласной буквой “а” вам повстречались сегодня на уроке? (Дети перечисляют).

Есть еще приставки, в которых пишется гласная буква “а”, их вы можете списать из моей таблицы, данной на экране. (Дети дописывают приставки в свои учебные карты).

IV. Этап материальных и материализованных действий.

7. Первичное закрепление.

а) Проверка написания слов, записанных в словарной работе в третьем столбике.

Объясним устно правописание приставок в словарной работе. (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

б) Осложненное списывание.

Прочитайте стихотворение, записанное на доске. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

Снежная сказка

(Пр-)плясали по снегам
Снежные метели,
Снегири снеговикам
Песню (пр_)свистели.
У (з_)снеженной реки,
В снежном (п_р__)улке,
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

(С. Погореловский)

Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

Спишите это стихотворение, объяснив орфограммы.

Физкультминутка для глаз.

в) Дифференцированная работа.

Сильные ученики составляют и записывают текст “Зима”.

“А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

Остальные ученики самостоятельно выполняют упр. 99 на стр. 52 “Дидактического материала” (1 ряд – первое предложение, 2 ряд – второе предложение и т.д. по одному ученику с каждого ряда работают у доски).

Проверяем работу учеников у доски и прослушиваем тексты, которые составили сильные ученики, находя на слух слова с приставками и объяснив их написание.

8. Итог урока.

Игра “Да – Нет”.

Безударные гласные бывают только в корне? (Нет).

Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Да).

Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Нет).

9. Домашнее задание.

Стр. 110, упр. 2.

10. Рефлексия.

Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый.

Если что-то не получалось, снеговик голубой.

Если ничего не получилось, то снеговик серый.


§ 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:
безвольный, бездарный, беспечный, бестолковый (ср. бездарь, бестолочь);
заморозить, занести, запирать, записать (ср. запертый, запись);
перебросить, переврать, передать, переложить, переписать (перепись, переданный, перевранный);
отнимать, отпирать, отрывать, отставить (отнял, отпер);
подложить, подписать, подрезать, подступить (подпись, подступ);
пробежать, промахнуться, пропускать, прорваться, протереть (промах, пропуск, прорванный); прабабушка (прадед).
Примечание 1. От слов с приставкой пере- следует отличать слова с иноязычной приставкой пери-, напр.: перигей, перицентр (термины астрономии), перикардит, перитонит (медицинские термины), перископ, перипетия, перифраз или перифраза (филологический термин; отсюда глагол перифразировать, но ср. перефразировать "сказать, изложить иначе").
Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра- и экстра- пишется непроверяемая буква а, напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкой интра- (интро-) различаются написания с буквами а и о: ср., напр., интразональный, интра-молекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.
§ 39. Приставки при- и пре-. Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. привязь, приступ, призвук, присвист, прибыл, приданный, призванный и прерванный, преданный. Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.
Приставка при- имеет следующие основные значения:
близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, при-граничный, приуральский, приволжский;
приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить;
неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить;
доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить;
в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать.
Приставка пре- в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно. В глаголах приставка пре- обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать, преломляться, преградить, претерпеть). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток, приставка пре- обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.
В некоторых словах значение приставок пре- и при-не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет. Написание таких слов определяется в словарном порядке.
Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре- имеют значение "представить что-н. в бблыиих (меньших) размерах, чем на самом деле". Глагол приумножить означает "еще более умножить, увеличить", а приуменьшить - "несколько уменьшить".
Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре- и при-, напр.: пребывать (где) - прибывать (куда), предать (ко-го-что) - придать (кому-чему), предел - придел, преемник - приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться - приклониться) "нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н."; преступить (что) - приступить (к чему), претворить (во что) - притворить (что) и притвориться; преходящий - приходящий, претерпеть - притерпеться, непременный - неприменимый, преставиться - приставить, непреложный - приложить.
§ 40. Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-). Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а, а под ударением - о, напр.: раздать (ср. роздал, розданный), расписание, расписка (роспись), рассыпать, рассыпать, рассыпной (россыпь), разливать, разливной (розлив), разыскивать, разыскной (розыск), разжечь (розжиг), распус-тить (роспуск), разыграть (розыгрыш).
§ 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о, напр.: согнуть (ср. сгибать), войти, войду, вошли (входить), отодрать [отдеру, отдирать), подослать (подсылать), оборваться (обрываться, обрыв), разобрать (разберу, разбирать, разбор), разогнаться (разгонюсь, разгоняться), подобью (подбить), разовью (развить), сотру (стереть), отомрут (отмереть); безо всего (ср. без денег), во всём (в новом), во мне (в нас), со своими (с нами), передо мной, надо мной (перед вами, над вами), ко всякому (к вам). Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (согнутый, подосланный, оборванный, разобранный), а также в некоторых наречиях, напр.: вовремя, сослепу.
§38. В соответствии с общим правилом (см. §33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. §40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:
безво?льный, безда?рный, беспе?чный, бестолко?вый (ср. бе?здарь, бе?столочь);
заморо?зить, занести?, запира?ть, запис?ать (ср. за?пертый, за?пись);
перебро?сить, перевра?ть, переда?ть, переложи?ть, переписа?ть (пе?репись, пе?реданный, пере?вранный);
отнима?ть, отпира?ть, отрыва?ть, отста?вить (о?тнял, о?тпер);
подложи?ть, подписа?ть, подре?зать, подступи?ть (по?дпись, по?дступ);
пробежа?ть, промахну?ться, пропуска?ть, прорва?ться, протере?ть (про?мах, про?пуск, про?рванный); праба?бушка (пра?дед).
Примечание1. От слов с приставкой пере- следует отличать слова с иноязычной приставкой пери-, напр.: периге?й, перице?нтр (термины астрономии), перикарди?т, перитони?т (медицинские термины), периско?п, перипети?я, перифра?з или перифра?за (филологический термин; отсюда глагол перифрази?ровать, но ср. перефрази?ровать ‘сказать, изложить иначе’).
Примечание2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра- и экстра- пишется непроверяемая буква а, напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкой интра- (интро-) различаются написания с буквами а и о: ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

Еще по теме Безударные гласные в приставках:

  1. § 9. Ударные и безударные гласные. Словесное ударение. Особенности русского ударения.
  2. § 11. Понятие об орфоэпии. Сочетания согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Произношение согласных в некоторых грамматических формах.