Игумен дамиан залетов. Игумен Дамиан (Залетов): Отдых не должен расслаблять духовно. – Слушаем звонок из Белгородской области

Максим Шевченко

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ духовная академия несколько выпала в последнее время из поля зрения средств массовой информации.

Между тем разгром, учиненный в ней в прошлом году среди студенческого и преподавательского состава, продолжается. Напомним, что его причиной послужил канонический протест студентов, предпринятый по всем церковным правилам и в соответствии с нормами церковной жизни.

Учащиеся протестовали против рукоположения своего однокашника, про которого они точно знали, что он стукач и вымогатель (денег и продуктов). На вопрос епископа о том, достоин ли кандидат в священники (вопрос во время службы звучит по-гречески - "аксиос?"), студенты единогласно ответили "анаксиос" - "недостоин". В наивности своей они полагали, что церковную службу Священноначалие РПЦ воспринимает всерьез и буквально, полагая, что слова, произносящиеся в храме и особенно в алтаре, не просто ритуальное сотрясение воздуха, но имеющие соборный и мистический смысл служебные формы. Что когда участников службы (верных) спрашивают о чем-то, то они могут и обязаны ответить так, как им то подсказывает их христианская совесть. Студенты ошиблись. Епископ Тихвинский Константин, ректор санкт-петербургских духовных школ, растоптал канонические нормы, показал, что церковная служба для него - пустая формальность. Он раз и навсегда объяснил студентам, что ложь в храме Божием не только допустима, но и является чуть ли не обязанностью "богобоязненного" верующего.

Мстительность, не входящая в список христианских добродетелей, оказалась присуща Священноначалию Санкт-Петербургской епархии в полной мере.

Первого октября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) подписал указ о смещении с должности проректора СПбДА по воспитательной работе профессора-протоиерея Георгия Тельписа. Заслуженный педагог, 40 лет отдавший Духовной академии, назначен вторым священником в церковь Образа Спаса Нерукотворного в г. Всеволожск (Ленинградская область). Исполняющим обязанности проректора назначен 27-летний иеромонах Дамиан (Залетов). Последний, по мнению наблюдателей, причастен к установке подслушивающего устройства в одной из комнат общежития, которое студенты обнаружили в декабре 2000 г.

Решение было принято, как полагают, под давлением ректора СПбДА епископа Тихвинского Константина (Горянова). Назначенный на должность в 1996 г. ректор стремился к созданию режима личной власти, что сопровождалось нарушением академического устава и пренебрежительным отношением к студентам и преподавателям. Результатом этого был целый ряд скандалов и студенческих бунтов в 2000-2001 гг. Несогласные с политикой ректора учащиеся изгонялись в каникулярный период, а преподаватели увольнялись с нарушением трудового законодательства или лишались лекционных часов. Протоиерей Георгий Тельпис был одним из тех, кто пытался настаивать на соблюдении прав студенчества и соблюдении традиций санкт-петербургских духовных школ.

Однако ректор перед лицом митрополита и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перенес вину за углубляющееся противостояние на проректора, обвинив его в организации студенческих беспорядков. Именно эти обвинения и предъявил профессору Академии митрополит Владимир, подписывая рапорт об отставке.

Православные верующие, сохранившие хотя бы минимальное понимание того, что есть "соборность" и "каноническое право", расценивают решение митрополита как нарушение традиционных прав Священного Синода. До сих пор процедура утверждения и снятия с должности второго лица в иерархии духовных академий находилась в его компетенции. Очевидно, митрополит Владимир и епископ Константин заручились поддержкой Патриарха Алексия II, посетившего СПбДА 10 сентября. Отсутствие гласной реакции Патриарха на обострение ситуации в Академии расценивается как одобрение действий митрополита и ректора.

Отставка священника, пользовавшегося авторитетом у студентов семинарии и академии, по мнению аналитиков, приведет к еще большему отчуждению ректора и его окружения от преподавателей и студентов. Результатом такой атмосферы будет дальнейшее снижение образовательного уровня в области богословских наук, потеря академией авторитета в обществе и новые конфликты и скандалы.

Напомним, что никакого гласного расследования событий в Санкт-Петербургской академии не было. А церковный суд, в котором верующие могли бы искать защиты от произвола отдельных распоясавшихся иерархов, остается фикцией, несмотря на бесчисленные решения по этому поводу Архиерейских Соборов последних лет.

Клирик храма Троицы Живоначальной в Конькове, кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов) в гостях на телеканале «Союз»

Тема сегодняшней беседы – христианский отпуск.

Почему люди устают

– Батюшка, наступила теплая пора, многие уже решили, как проведут отпуск. Каким он может быть?

– Действительно, тема актуальная. Отпуск чаще всего стараются брать в летний период, занимает он приблизительно месяц; это довольно значительная часть жизни. Соответственно, стоит вопрос, как мы должны провести это время, как отпуск может повлиять на нашу христианскую жизнь. Отдых не должен нам повредить, не должен расслаблять духовно. Первое, что хочется сказать – почему у человека вообще должен быть отпуск. С одной стороны, это некое социальное достижение ХХ века. Почему люди почувствовали потребность в периоде, когда необходимо не работать, поменять образ жизни? Как же раньше люди жили без этого? Вряд ли они меньше работали, меньше уставали. Можно сделать вывод, что человеку понадобился отдых и отпуск, потому что обычная рабочая жизнь стала для него в чем-то тягостной. Соответственно, встает вопрос: правилен ли такой образ жизни, если необходим период, когда надо отказаться от него? Может, нужда в отпуске – следствие нарушения гармонии в жизни человека?

Вспомним устройство жизни в старину. Это связано, конечно, больше с сельской жизнью: гармония, сезонность, последовательность. Наверное, одна из причин необходимости отдыха связана с особенностями городской жизни, ее суетой. Казалось бы, надо радоваться жизни, а люди от нее устают. Видимо, сказывается отрыв от земли, от природы, а человек создан от земли, и связь с землей очень важна. Так что отпуск надо проводить ближе к природе.

Стоит всмотреться в себя

– Есть звонок – город Железнодорожный на связи.

– Моя работа связана с молодежью. Как вы правильно сказали, социальные коллизии накладывают огромный отпечаток на жизнь. Молодые люди связывают работу с обогащением, а отдых – с пьянством. Как это правильно понимать христианину?

– Я рад, что телезрители правильно понимают логику рассуждений. Работа – это ведь не стремление к удовлетворению страстей, цель ее – созидательная: принести обществу, людям и себе пользу. Обогащение же – это средство достичь комфорта, в итоге – удовлетворить свой эгоизм. Такая работа не может удовлетворять, она разъедает человека изнутри. Ведь труд заповедан нам Богом в раю, это одна из форм нашего внутреннего совершенствования. На земле это – горькое лекарство, необходимое для удержания от страстей и греха. «Поработай в поте лица, – было сказано Адаму, – на земле». Этот существенный момент будем помнить. Это некий сотворческий акт с Богом.

Несозидательная работа, повторю, вызывает тяжесть, неудовлетворенность. И как накопленный потенциал греха, несовершенства разряжается? Чаще всего безудержным самоудовлетворением страстей.

– Следующий звонок – из Красноярска.

– Может быть, во время отпуска стоит в себя всмотреться, остепениться? Почитать хорошую духовную литературу, на природе побывать, набраться духовных сил? Может быть, после этого и на работу легче пойти будет?

– Я рад, что нас телезрители правильно понимают. Отдых – это приостановление нашего монотонного образа жизни, выход из ритма, который не мы устанавливаем. Но выход этот должен быть не праздный. Любая перемена позволяет нам что-то по-другому увидеть. Отпуск – это время, чтобы и почитать, и время близости к природе, которой нам так не хватает. Природа – это Божий мир, это естественное Откровение, надо удивиться Божию творению, восхититься им, увидеть какой-то цветочек, бабочку, чего так не хватает в городах. Правильно (очень важно для христианина и просто здравомыслящего человека) увидеть себя, осмыслить прожитое, побыть наедине с собой.

Ищущий найдет

– Следующий вопрос – из Белгородской области.

– Отец Дамиан, есть такое хорошее выражение: «Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем меньше он получает удовлетворения»; эта гонка потребления бессмысленна, мы прибежим не туда, куда надо.

– Спасибо за реплику. Действительно, бурный и нездоровый активный отдых говорит о неудовлетворенности людей, которые пытаются не просто отдохнуть, а забыться. Отдых необходим, но надо грамотно использовать это время, особенно семейным людям, которые имеют детей: отпуск – замечательное время для общения, взаимного понимания.

Одна из важных форм христианского отпуска – паломничества, которые могут быть сопряжены и с какой-то физической формой отдыха, и с культурным, историческим, эстетическим, духовным разнообразием.

– Давайте о паломничестве поговорим после того, как ответим на звонок. Сейчас Чувашия на связи.

– Многие верующие – люди небогатые, но во время отпуска хотелось бы побывать в монастырях. Проезд туда стоит денег, а проживание? Могут ли монастыри принять на какой-то срок паломников бесплатно?

– Проблема понятная, но надо понимать, что Церковь – это система, состоящая из людей, из простых тружеников, наших граждан; каковы граждане, такова и Церковь, и ее благосостояние зависит от благосостояния людей, а предоставление каких-то услуг тоже требует материальных вложений. Поэтому есть места, где это могут себе позволить, а где-то и не могут – куда-то можно приехать, предварительно договорившись, где-то поработать. В наше время паломничество развивается, и, наверное, всегда найдутся возможности. Но, поймите, любое хорошее дело требует подвига, поэтому что-то можно сэкономить и на хорошее дело собрать. Но не надо унывать, если нет такой возможности. Можно посетить ближайший храм, отдохнуть, посмотреть, найти там для себя что-то новое, не обязательно куда-то ехать. Конечно, хочется побывать у какой-то святыни, но часто мы не замечаем рядом с собой чего-то удивительного, и радостного, и глубокого. Ищущий найдет.

Паломничество – не туризм, а духовный подвиг

– Чем паломничество отличается от православного туризма?

– Понятие православного туризма – новое, и трудно сформулировать, что подразумевается под этим. Думаю, это туризм православных. А паломничество – очень важное религиозное действие, направленное на духовный рост человека, на его религиозное развитие, без стремления уже к отдыху, праздности и каким-то формам, свойственным туризму. Это древняя форма одного из духовных подвигов и работы над собой. Очень важно не путать эти вещи, и если человек стремится паломничать, то он должен настроиться на духовный подвиг и получить от него радость духовную.

– А есть ли отпуск у священников?

– И по законодательству, и по здравому смыслу священнослужители уходят в отпуск. Можно тоже задаться вопросом – отдых от чего? Конечно, не от священнослужения, от этого священник никогда не устает. Но работа с людьми – одна из самых сложных. Священнику нужен отдых и физический, и психологический. Но, как и любому христианину, ему нужна работа над собой, нужно обращение к себе, пребывание в духовном размышлении. И ему надо эту возможность дать. Священники тоже семейные люди, имеющие детей, а часто заняты с утра до вечера на приходах и не имеют возможности общаться с детьми, что необходимо для их воспитания.

На время отпуска священнику нужна замена, чтобы церковь не закрывалась. Это намного сложнее, чем в светских заведениях, но это актуально и нужно. Каждый, кто приходит в церковь, хочет, чтобы священник был бодрый, укрепленный духовно и физически, чтобы у него были крепкие тылы. Поэтому хочется только порадоваться за батюшку, поддержать и укрепить его в это отпускное время.

– Слушаем звонок из Белгородской области.

– У меня погиб сын в аварии, и во время отпуска я бы хотела потрудиться, чтобы помочь ему в его загробной участи. Что Вы посоветуете?

– Мы привыкли использовать те формы помощи нашим близким, живым или усопшим, которые нам легко реализовать: поставить свечку, заказать молебен, панихиду. Это правильно, но это не все. Наше живое, непосредственное, личное участие намного важнее. Оно помогает нам самим или почувствовать деятельную радость, или утешиться в скорбях. Есть огромная сфера, которую еще нужно освоить: добрые дела, социальная работа, помощь бедным, нуждающимся. То есть надо делать добро, добро Евангельское, оно осуществимо только под эгидой Церкви. Если есть такое желание, оно вполне осуществимо, вам стоит поинтересоваться в женских монастырях – это места особых трудов, где более всего связаны молитва и труд. Приехать в монастырь и потрудиться, чтобы не быть нахлебником, а, с другой стороны, на благо души. И, может быть, вы найдете духовное упокоение в монашестве, или просто это будет ваш второй дом, место, где вы с кем-то познакомитесь, будете переписываться, куда вы будете ездить не только в отпуск. Практически в каждой епархии есть женские монастыри, и, думаю, в каждом храме вам помогут узнать адреса.

Во всем нужна мера

– Вопрос задает диакон Владимир из Испании: «Может ли священнослужитель ходить на общий пляж и раздеваться там до плавок, и если да, то как священник при этом может общаться с мирянами?».

– Это тоже проблема нашего времени – отдых на пляже в плавках или бикини. Это дух нашего времени, секулярного и теряющего стыд и культуру. Не так давно это вообще было не принято, по крайней мере, в культурном обществе, а для священнослужителей немыслимо. Был просто отдых на побережье, сидение на стульчиках, прогулки по берегу – в море никто не купался раньше (мы не говорим про что-то народное и стихийное, а, по крайней мере – о культурно-эстетических, элитарных и духовных слоях). Потом были купальники, которые закрывали все тело. Все мы люди, и нужно находить здравый подход к этому.

По поводу общения с мирянами, думаю, что пляж – не место для проповедей, не место, где у батюшки надо брать благословение. Мне кажется, что всегда можно найти место священнослужителю более изолированное, в сторонке. А если кого-то мучает совесть, для этого есть духовник.

Не будем при этом забывать, что под солнцем жариться очень опасно, надо разумно к этому относиться. Купаться в море – это здоровый момент, но и здесь нужно знать меру.

– Еще вопрос диакона Владимира из Испании: «К нам на территорию храма очень часто приходят туристы в шортах и с открытым верхом. При входе висит объявление о правилах посещения храма, но не все его читают. Как должны поступать работники храма, если в таком виде люди пытаются зайти?».

– Я видел, как это решается, как мы говорим, на цивилизованном Западе, в Католической Церкви; там все это очень строго соблюдается, есть свои нюансы, платочки не надевают, – но хождение с голыми руками и ногами недопустимо. Любой приличный человек не позволит себе неприлично выглядеть, когда идет в храм. Люди, стремящиеся пренебречь этим, не уважают в себе веру и веру как таковую. Должно быть деликатно указано на правила.

К сожалению, в отпуске люди как-то забывают об этом, расслабляются, эта проблема летом не только в Испании, но и у нас в России; это хорошо видно в наших храмах и монастырях, когда предлагают накинуть шаль, юбку. При этом надо не терять деликатности, но и твердость и мудрость проявлять.

Нашей ответственности никто не отменял

– Следующий вопрос задает Илья: «Должен ли православный человек сам планировать свой отпуск или все оставить на волю Божию, ведь Он лучше нас знает, что для нас благо и когда нам отдыхать?».

– Действительно, есть Промысел Божий, есть воля Божия, но она никак не отменяет нашей ответственности перед жизнью. Наша задача, чтобы наши поступки совпадали с волей Божией. Не Бог должен за нас все решать, а мы не должны сидеть и ждать, когда Он устроит нас на работу, научит каким-то добродетелям, отправит в отпуск. Нет, мы должны жить, проявляя свою личность. Отдыхаешь ты или работаешь, надо всегда быть со Христом, об этом хорошо сказал апостол Павел; если христианин всегда со Христом, то все остальное вторично. И даже на отдыхе мы не должны забывать, что мы – христиане и всегда должны духовно трудиться. Мы молим, чтобы Господь благословил все ваши пути в отпуск и даровал вам отдохновение от ваших праведных трудов. Всем желаю помощи Божией в период отдыха. Храни всех Господь.

Духовное пробуждение московских окраин являет горожанам поистине удивительные картины. Прихожане Подворья Оптиной пустыни в Ясенево перенесли буквально на руках свой храм-часовню в дар жителям Южного Бутова. За особенностями рождения святынь в ХХI веке наблюдал Борис Владимиров.

Храм во имя святого праведного воина Феодора Ушакова

Иногда временные церкви оперативно возводят «с нуля», в других случаях размещают в приспособленных помещениях. А эту небольшую церквушку прихожане подворья Оптиной пустыни в Ясеневе буквально принесли на руках в Южное Бутово, передав ее в дар братьям и сестрам во Христе, которым негде было молиться. Случилось это минувшим летом. Временный храм установили рядом со станцией метро «Бульвар адмирала Ушакова». В честь этого выдающегося флотоводца, причисленного к лику святых, будет назван храм, который построят по соседству.

В день памяти святого адмирала Феодора Ушакова, 5 августа 2012 года, во временной церкви состоялось первое богослужение с крестным ходом вокруг участка строительства будущего основного храма.

С каждым днем число прихожан растет. В тот день, когда я приехал сюда, настоятель игумен Дамиан (Залетов) совершал богослужение, в котором участвовали около пятидесяти прихожан. А когда церковь опустела, в нее вошли трое мужчин и начали измерять стену алтаря. Оказалось, готовят проект иконостаса – церковь, хоть и временная, должна быть красивой.

Игумен Дамиан пока единственный священник в этом храме, нет еще и диакона. Тем не менее сплоченная группа прихожан с радостью разделяет с батюшкой его труды. Каждый по своим способностям и талантам участвует в церковной жизни, созидает ставший уже родным приход.

Отец Дамиан закончил Московскую Духовную Академию в 1999 году. Во время обучения принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания аспирантуры преподавал, занимался административной и научной работой. В 2010 году окончил Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Через два года был назначен ответственным за возведение храма Феодора Ушакова в Южном Бутове.

О праведном адмирале. В нашей истории можно найти, пожалуй, только двух полководцев, которые не проиграли ни одной битвы – Суворова и Ушакова. Побеждали они «не числом» и даже «не умением», а прежде всего верой. Их главный девиз был: «Не в силе Бог, а в правде». Чем интересен адмирал Ушаков помимо своих военных побед? Почему он причислен к лику святых Православной Церковью? Он не проиграл главную битву – за спасение своей души, он освободил ее от ига греха, от порабощения страстями. Феодор Ушаков был глубоко религиозным человеком, он уповал на Бога, и Бог его никогда не оставлял, вразумляя на правильные решения. Для нас очень важно научиться этой духовной мудрости и доверию к Богу.

Вот несколько черт личности адмирала: ему совершенно не свойственно было тщеславие, он не гордился наградами, не искал их. После отставки мог быть сановником, барином, живой легендой, а он удалился в свою деревеньку, жил при монастыре, скромно и тихо. И эти добродетели удивляют и вдохновляют нас больше, чем его военные победы.

О главном в служении

У каждого христианина есть основная цель, она движет всем: желание быть с Богом, спасти свою душу. Поприще для служения у всякого свое, но каждый должен пройти его так, чтобы достичь этой цели. Все остальное только средства для ее достижения: таланты, профессия. Для меня как священника главное – служение у Престола Божия, проповедь о Христе.

О миссионерской деятельности

Храм нужен не сам по себе. Это, конечно, часть архитектурного облика города, эстетики, культуры, нашей истории. Но главное – это место для встречи человека с Богом. Храмы основаны Богом на земле для нас, людей. В любое время всем нам требуется духовное просвещение, вразумление, тем более после многих лет безбожия. И хоть подавляющее большинство наших сограждан формально люди крещеные, предстоит большая работа по их воцерковлению. В этом и заключается новая миссия.

«Программа-200» – комплексная. Не случайно Святейшим Патриархом Кириллом сначала был поставлен вопрос о приходском социальном, миссионерском служении, о воскресных школах, молодежной работе и прочее. Это мудрое и дальновидное решение. Но для этого нужна материальная база, твердое основание. Без него содержание быстро разрушается.

Сейчас мы идем параллельно двумя путями: создаем «оболочку», то есть строим храмы, и работаем над содержанием – реализуем программы духовного просвещения, социальные и благотворительные проекты, работаем с молодежью. Организовали в нашем приходе библейский кружок. Еще не все местные жители знают, что здесь есть храм, но уже около двадцати человек в этот кружок записались. Значит, есть стремление, есть желание осознанной и деятельной церковной жизни. Главная идея такого кружка – побудить людей читать Священное Писание, показать его актуальность, его жизненную реальность и силу.

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (при МГИМО)

Улица Лобачевского реконструируется: кругом самосвалы, экскаваторы, подъемные краны, дощатые тротуары, огибающие строительные площадки, огромные нервные автомобильные пробки. А в парке, где построена временная церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского, тишина и покой.

В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который отмечается 30 сентября, здесь отслужили первую Божественную литургию. Храм еще не очень обжит, на стенах мало икон, и звуки громко отражаются от голых стен. Но зато просторное здание хорошо подготовлено к зиме – обустроены теплые полы, и во время богослужений бывает даже жарко, о чем с гордостью рассказывает настоятель, протоиерей Игорь (Фомин). Из всех временных церквей, которые мне довелось увидеть на месте строительства новых храмов по «Программе-200», этот самый просторный и капитальный. «Нам предлагали построить маленький деревянный храм, но, поскольку рядом пока нет других церквей, мы от этой идеи отказались, – рассказывает отец Игорь. – Потребность в храме здесь очень большая. На первой Литургии было 140 причастников, в воскресные дни собираются до 60 человек, и число это постоянно растет».

Храм обычный приходской, хотя в его названии есть приставка «при МГИМО». Расположен он не на территории университета, и все же связь с учебным заведением самая тесная. Да и святой покровитель для храма выбран неслучайно: ведь Александр Невский был не только великим воином, но и великим дипломатом. Ради сохранения родной земли от губительных монголо-татарских набегов он не раз ездил в Орду, чтобы вновь и вновь отвращать от Руси угрозу опустошительных набегов.

«Староста нашего прихода – декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов, он принимает в наших делах самое активное участие, – продолжает настоятель. – А ректор университета Анатолий Торкунов возглавляет попечительский совет строительства основного храма. Недавно на встрече выпускников мне довелось пообщаться с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Я был приятно поражен его осведомленностью о наших делах и проблемах, и это лишний раз вселяет в меня надежду».

Временная церковь возведена за счет средств Фонда Серафима Саровского. Строительная компания ООО «Финансово-промышленная корпорации (ФПК) «Сатори» выполняла все работы четко и оперативно.

Батюшку можно назвать потомственным священником. Его отец был рукоположен, когда сын служил в армии. Год спустя и сам Игорь поступил в семинарию Троице-Сергиевой Лавры. Многое в его жизни связано с именем Александра Невского. 6 декабря 1995 года, в день памяти святого благоверного князя, Игорь впервые служил как дьякон в Казанском соборе на Красной площади. Ровно через год в этот же день он был рукоположен в священники. И с тех пор является клириком Казанского собора. Это служение не оставляет и теперь, будучи настоятелем храма Александра Невского. Кстати, сюда же перешли и некоторые его прихожане из Казанского собора – кое-кто из них живет в этих местах. Еще в 2005 году священник возглавил православную общину МГИМО, так что связи с университетом у него давние.

О приходе

Мне хочется, чтобы люди в храме сбирались не только ради богослужений. Чтобы вокруг храма кипела большая социальная работа. Чтобы храм стал для людей вторым домом. А для этого нужна и трапезная хорошая, и другие помещения, где дети найдут для себя интересные и полезные занятия, и библиотека, где взрослые могли бы создать религиозные кружки по интересам.

О девизе

Мне хочется, чтобы у нашего прихода был девиз: «Территория, свободная от упреков и осуждений». Если мы это соблюдем, то у нас будет, как в семьях, которые живут по этому принципу – они самые прочные.

О будущем храме

Мы надеемся, что основной храм будет возведен до 14 октября 2014 года, праздника Покрова Божией Матери. Это будет еще и юбилейный день – 70-летие МГИМО. Строители обещали управиться к сроку.

Классический вопрос: что такое пост вообще?

Об этом много сказано, но всегда полезно напомнить себе эту тему. Я бы разделил этот вопрос. Первое - воздержание. Воздержание для чего? Прежде всего, для духовной работы над собой. Почему это нужно? Всякая работа требует напряжения, испытания. Например: пуд соли съесть. Говорят: друг познается в беде. То есть, на фоне испытания все становится понятным, четким, ясным. Пост как бинокль, где есть резкость, которую мы наводим на детали нашего внутреннего мира, окружающего мира и все видим более четко. Второй момент: пост - это внутреннее испытание, подвиг. Без подвига, без труда невозможна работа над собой. Труд сопряжен с усилием и преодолением.

В обыденной жизни мы сами себе устанавливаем правила воздержания, которые имеют и смысловые моменты. Это третье. Меньше калорий, облегчение тела - это важно, хотя и второстепенно. Прежде всего - внутренняя победа над желаниями, зависимостью от чего-то.

Что значит наша жизнь во время поста? Откроем I главу Библии - Адам и Ева в раю: как они жили? Питались плодами с древ, общались с Богом, занимались духовным развитием и физическим трудом. Человек не соблюдал этого и выпал из рая, где был пост. То есть, когда мы постимся, мы возвращаемся в рай. И мы можем в нашей земной жизни почувствовать то, что мы потеряли, - как было в раю.

В жизни важно чувствовать нашу родину. Церковь - рай на земле. Христос говорит: Царство Божие внутри вас есть. Как это осуществляется? Не автоматически. Это надо развить в себе с помощью Церкви и христианской жизни. Пост и молитва - это два фундамента церковной христианской жизни. Для нас доступно вернуться в рай - и это наполняет нас оптимизмом. Это единственный путь христианской жизни и важнейшая ее составляющая. Сам Господь прошел это и установил. Это каноническое, практическое, обязательное условие нашего духовного роста.

Пост и воздержание присутствуют во всех религиях. Даже неправославные вегетарианцы чувствуют необходимость в воздержании. Пост необходим природе человека, его личности: это соприкосновение с Небесной родиной.

Во время любого поста обостряется борьба, происходят в жизни некоторые сложности, но во время Великого поста эти сложности и острее чувствуются, и намного серьезнее в смысле нашего отношения к тем событиям, которые могут происходить как вне, так и внутри себя. Почему так?

Пост - это практика реализма. Часто в жизни мы покрываем проблемы какими-то средствами - алкоголь, телевизор и т.д., чтобы уйти от реальности. Пост - это отказ от всего вторичного, возвращение к подлинной реальности. Что ты из себя представляешь в этом мире? В пост ты ювелирно точно видишь возникновение и решение проблемы. Человек часто уподобляется дому с трещинами, но вместо капитального ремонта мы замазываем все красочкой, и все хорошо. А потом, как сказано в Евангелии, подула буря, и дом рухнул, он не был основан на камне - Христе.

Трещины - это наши грехи и недостатки. Христианин реально смотрит на вещи, он выявляет трещины и начинает ремонтные работы. А потом, после поста, покрасить. Наша гневливость во время поста - это не занесенная инфекция, это то, что открылось, это замечательный шаг: христианин, обрати на это внимание. Не как это спрятать, а как это уврачевать - вот какая тема должна быть. Это духовная жизнь, аскетическая наука. Обнаружить, понять, что с этим делать. Пост - это широкая дорога с различными вопросами: воздержись тут, сэкономь время на развлечениях, чтобы почитать духовную литературу - Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадтского. Люди порой ленятся читать Евангелие, а потом: «Откуда проблемы и как их решить»? В христианстве есть понятие - панацея - христианская серьезная жизнь, осмысленная, реальная. Монашествующие люди находятся в постоянном духовном напряжении.

Александр (Невьянск): «В последнее время у меня ухудшилось здоровье, врач сказал, что надо правильно питаться, чтобы пить медикаменты. Несоблюдение Великого поста - огромный грех перед Богом. Как быть?».

Для некоторых проблемы со здоровьем - радостный повод не соблюсти пост. Христианин должен как отнестись к этому вопросу? Хочу, но не могу. Или - как мне сделать при наличии этих проблем? Если у человека проблемы и в них кроется неправильный образ жизни, это значит, что вся наша жизнь и пост должны быть пересмотрены. Мы не должны забыть после поста слово «воздержание». В данном случае надо подойти к священнослужителю и посоветоваться. Пост - это целый спектр вопросов. Есть вопросы еды, молитвы, служения, духовной литературы...

Если есть объективные проблемы - подвиг всегда возможен. Во-первых, подвиг терпения болезни. Вопрос еды: что такое не поститься? Всегда можно поститься при наличии разумного, здравого послабления. Послабление можно рассматривать как лекарство. Это глубокий вопрос совести и религиозного сознания каждого. Доброделание - это отдельная тема, и в пост оно может нас побуждать к хорошим поступкам.

Набережные Челны: «Можно ли думать молодой семье о зарождении чада во время Великого поста?»

Мысли всякие приходят, их трудно контролировать. Пост налагает ограничения на семейную жизнь. Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Если это наша духовная практика, то надо иметь христианское мировоззрение и постоянное пребывание в теме христианской жизни. Так, к Великому посту мы готовимся достаточно долго и духовно, и физически, ведь так же невозможно: быть невоздержанным вне поста - и вдруг, с момента поста, стать воздержанным.

Наши предки воздерживались от подобных шагов во время поста. Поэтому стоит ориентироваться на опыт наших предков и сам характер христианского воздержания. За 365 дней в году можно успеть решить все вопросы.

Я наблюдаю, что перед каждым постом начинаются хождения к священнику за требованием послабления. Надо поститься перед Богом, а не перед священником. Зачем брать у священника «справку»? Если не хочешь поститься - не постись.

Когда человек приходит с просьбой о послаблении, то вроде бы все выглядит благочестиво - человек пришел к священнику спросить. Но когда начинаешь задавать вопросы: «Проблема в еде?» - «Да.» - «Как вы молитесь?» - «Никак». - «Евангелие читаете?» - «Нет.» - «В Церкви когда были в последний раз?» - «Как-то был...», и т.д.

Оказывается, вопрос никак не связан с этой проблемой: человек может все это делать - все остальное он позволил себе не делать уже без священника, 9 вопросов он отменил сам, а за последним благочестиво пришел к священнику. Эта позиция говорит о многом. Такому человеку невозможно дать ответ. Настрой подтвержден наличием остальных пунктов - молитва, чтение духовной литературы, хождение в Церковь. Тогда понятно, что человек искренне беспокоится по какому-то отдельному вопросу и хочет его разрешить. А если ничего нет, и последнее отмените. Все остальное - хобби, а еда - спецвопрос для священника.

Самое плохое - отсутствие знания. Надо постоянно развиваться, изучать, читать, узнавать больше о своей вере. Как раз Великий пост побуждает нас к этому - познанию себя, веры, Бога.

Юля из Самары: «Что значит: и каждому воздастся по вере его?».

Воздастся по делам веры. Христос говорит: да будет тебе по твоей вере. Человек не может сам разрешить свои вопросы, он не всесилен, Бог - всесилен, но Бог не делает без участия человека. То есть мы должны найти точку взаимодействия с Богом, синергию. При взаимодействии человек прилагает свои усилия, Бог - Свою любовь и милость, и получается решение вопроса по взаимному согласию. Человек просит - Бог дает, человек кается - Бог прощает.

Синергия - свободное взаимодействие, а не требование и не счет с Богом: я сделал - Ты мне давай. С учетом, что Бог - главный и Ему лучше видно. Вера, доверие Богу: да будет воля Твоя, а не моя - мы просим Бога выразить Свою волю.

Владислав из Екатеринбурга: «Ради чего надо поститься: ради себя, близких?».

Поститься надо в первую очередь для внутреннего совершенствования, внутренней духовной работы. Мы можем поститься ради ближних, мы сократим материальное обеспечение себя, чтобы сэкономить это на помощь нашим ближним, - реализация поста в плане доброделания. Пост помогает нам увидеть себя, работать над собой и быть в более прямой связи с нашим Творцом.

Калуга: «Произошла кража, осуждение, пересуды - как правильно себя вести?»

Пост - это духовный реализм, он чаще всего показывает нам проблемы. Это трудно, больно, тяжело, но надо решать. Пост - духовная борьба с собой и со злыми силами. Если мы воины и выходим на войну, осуществляем действие, то понятно, что и наш враг внутри нас - наше «я», и наши бесплотные противники тоже не остаются без действия. Возникает брань, и лучшее свидетельство успешности поста: идет битва - шум оружия, удары и раны. Если чувствуется трудность сражения, значит, дело идет прямым путем. Господь дал, попустил урок, испытание. Господь знает, что мы выдержим это испытание, что нам это нужно. Вся христианская жизнь - это подвиг, пост - часть этой борьбы. Пост, праздник большой - жди искушений, испытаний. Когда этого нет? Когда человек несерьезно относится к этому, не участвует в этом.

У святых отцов нечего было красть, они были одни в пустыне, и у них была борьба в самых высоких материях - в помыслах. Эти испытания страшнее, чем произошли у вас. Это хороший повод осознать, что стоим на верном пути. Нам дано от Господа испытание - проверка, значит мы живые христиане. Конечно, печальна потеря. Дальше изучайте свою реакцию: аскетизм, смущение, раздражение. В этом виноват не вор, а ваше внутреннее духовное состояние. Может, что-то потерялось материальное, зато приобрелся духовный опыт. Надо почитать жития святых, Евангелие, духовную литературу - это укрепит вас в подавлении этих чувств. Это для вас проверка себя. Вы увидите, что вся ситуация полезна для души. Ей надо правильно воспользоваться в борьбе с этими страстями. Потеряв материальное, вы приобретете огромное духовное. А Господь воздаст сторицей, если мы отнесемся к подобным потерям как к милостыне, не будем держать зла и раздражения,

Владимир: «Я пощусь, а жена не постится. Как мне быть в такой ситуации?».

Если не все члены семьи разделяют мнение, то это никак не мешает жить в единой семье при взаимоуважении, любви и понимании друг друга. Молиться можно индивидуально, с едой тоже просто: сварили картошку, один ест так, а другой - с маслом. Если вопрос касается супруги, то покажем нашу веру из дел наших, что мы добры, отзывчивы, в пост мы более внимательные и чуткие: мы понимаем себя и нам жалко ближнего, они же тоже страдают, мы их понимаем - сострадаем. Кто не страдает, тот не умеет сострадать. Пост - страдание маленькое испытание, оно должно нас поощрять и побуждать к любви. Пусть они увидят эти чувства, что мы становимся лучше, добрее, и берут с нас пример. Апостол Павел сказал о таком разделении в семье: оно не должно быть разделением и причиной разногласий, если в таком союзе есть здравый смысл.

Михаил, Москва: «Пост получается телесный, а духовный - никак, все становится хуже в отношении страстей и грехов».

Так и должно быть. Становится не хуже, а реальней. Мы внимательно всматриваемся в то, что было сокрыто, снимаем налет пыли и видим проблемы - которых оказывается больше, чем мы думали... Покаяние - это уже результат. Дай Бог от покаяния перейти к исправлению. Это труд, подвиг, страдание. Значит, ты не будешь осуждать ближнего: ему-то как тяжело, он тоже страдает, вот почему у него тоже эти проблемы. Взаимосострадание - как два раненых не дерутся, а друг другу помогают выжить.

Белово, Сибирь: «Пост - это сражение, борьба. А как тогда фраза: «Постись постом приятным»?».

Мы поздравляем себя с постом приятным. А в чем приятность? Не в удовольствиях, удовлетворении своих желаний и интересов, сменили рацион, едим вкусненькое растительное. Приятно, что мы в духовной жизни, приятно, что двигаемся вперед.

Хорошо то, что от Бога, а не то, что кажется приятным нам, по нашей падшей природе: приятно быть с Богом, радость только в Боге. А в результате поста, молитвы, христианской жизни мы осуществляем эту возможность, и нам становится приятно. При наличии трудностей это должно вызывать не уныние и печаль, бедственность и страх, опускание рук, а радость, что возможно стать лучше.

Ваня: «Можно ли участвовать ученику в школьных мероприятиях, петь песни во время Великого поста?».

Не все в жизни зависит от нас. Есть обязанности. Какие песни? Если христианину предлагаются какие-то импульсивные и не в рамках нравственности - это и вне поста нельзя делать. Если песни несут элемент нравственности, духовности, культуры - это уже проповедь. Позитивное, особенно обращенное к кому-то, кто нуждается в этих крупицах. Если это примитив, дискотека, развлекаловка - это и вне поста не стоит. Это вопрос послушания и конкретного времени. Не надо петь эти песни постоянно, придете домой и помолитесь. Тем самым выполните для себя другой уровень духовности - религиозный. А если вы постоянно петь собираетесь, то это будет не совсем правильно.

Омск: «Среда и пятница - Литургии?»

Речь идет о Литургии Преждеосвященных Даров. В наше время огромное количество православной информации, литературы. Читайте. Это информационный материал, над которым нужно работать самим и расширять свой кругозор.

Суббота и воскресенье, даже в пост, дни особые, освященные - служится Божественная литургия. В остальную часть недели мы смиряемся духовно, становимся нищими духом, отказываемся от духовной радости, чтобы посмеяться, алкать эту радость, почувствовать что мы без нее. В эти дни не служится Литургия вообще или в полном ее содержании, чтобы мы ощутили разницу. Цель - внутреннее смирение. Но так как мы нуждаемся в духовной поддержке, в контакте с Господом, Церковь отставила нам такие духовные средства - оставленные с воскресного дня Святые Дары, прежде (раньше) освященные. И мы без полной Литургии можем к ним приобщиться в среду и пятницу - дни страдания Христовы. Причастие - сопричастность, соучастие, сораспятие страданиям Христовым.

Саратов: «Великий пост связан с 40-дневным постом Иисуса в пустыне. Почему его соблюдают в те дни недели, которые предшествуют Пасхе?».

Подражание - это не значит соблюдение поста. Любой пост освящен Господом. Это не наше самовольное действие. Сам принцип пощения - от Христа. Он был заложен Богом в Ветхом Завете. Это подражание посту Адама в раю. Пост - многогранное событие. Разные посты имеют разные акценты и значение. Пост благословлен Богом с сотворения мира. Почему мы готовимся к Пасхе? Пасха - это не только Воскресение Христово. Это двуединый день - страдание и Воскресение. Мы должны проникнуться этим во все дни, а не только прийти на Крестный ход и радоваться Пасхе. Мы готовимся со Христом встретить Его распятие. Как? Мы должны сострадать Христу, чтобы мы поняли Христа и прониклись в эту Жертву. Если мы вместе с Ним пройдем через Голгофу, то станем соучастниками Воскресения. А какое сострадание может быть, если мы живем не пойми как? Этот импульс - правильного соучастия в жизни Христа - мы получили от апостолов, после того, как сами они это пережили на своих ошибках.

Диакон Владимир, Испания: «Очень нравится телеканал «Союз». Грех ли - в Великий пост смотреть его постоянно?».

Постоянно смотреть можно, но отцу диакону я бы посоветовал прерываться на богослужения, келейную молитву.

Биография

Награды

  • Набедренник (1999)
  • Наперсный крест (21 июня 2001)
  • Знак святой Татьяны степени «Наставник молодежи» за просветительскую и социальную работу (25 января 2002)
  • Юбилейная бронзовая медаль святого первоверховного апостола Петра, в связи с 300-летием Санкт-Петербурга (9 октября 2003)

Труды

Научные труды

  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Русская Православная Церковь после распада Советского Союза. - Машинопись. - Сергиев Посад, 1999.
  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Раскольническая деятельность Русской Православной Церкви Зарубежом и различных направлений т. н. катакомбной церкви в России. - Машинопись. - М., 2001.

Публикации

  • Залетов В. Состояние духовного образования в Русской Православной Церкви // Единение: орган инициативной группы всесоюзного центра - мужество и гуманизм. М., 1990.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Значение мученичества в истории Святой Церкви // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - № 1(59),1997.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. О смысле служения воина христианина // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - № 1(59),1997.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Слово о жизни и смерти христианской при гробе // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - № 2(60),1997.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Слово о жизни и смерти христианской при гробе // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - № 3-4(81),1998.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Юбилейный Филаретовский вечер в Московской Духовной Академии // Зеркало Сергиева Посада. - № 49,1998.
  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Иконописная школа при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии // Журнал Московской Патриархии. - № 6,2003.
  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Отчет о состоянии Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии за 2001-2002 учебный год// Христианское чтение. - № 22,2003.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Требуются ревностные! // Православная Выкса. Вестник Выксумского благочиния. - № 5(48), 2003. * Дамиан (Залетов), игумен. Новый учебный год в Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии // Журнал Московской Патриархии. - № 11,2003.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Величавая Жена // Град Духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал. - № 1(2),2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Наши будущие пастыри // Град Духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал. - № 2(3),2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Юбилей Всероссийского Архипастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Всерусский Собор. Междунарождный литературно-художественный журнал. - № 2(8),2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Александр Павлович Лопухин (к 100-летию со дня кончины) // Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии. - № 8-9,2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Aкадемии Иван Федорович Нильский (к 110-летию со дня кончины) // Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии. - № 10-11,2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Связующая нить времён: к 50-летию со дня кончины протоиерея Василия Максимовича Верюжского, профессора Санкт-Петербургской (Ленинградской) Духовной Академии // Санкт-Петербургский церковный вестник. - № 4 (64), 2005.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский // Православная вера. Издание Саратовской епархии. - № 8 (285), 2005.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Почему необходимо утром помолиться Богу? // Гимназист. Спб. - № 2, 2005.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский // Угрешский вестник. - № 3, 2006.
  • Дамиан (Залетов), игумен-Колыванов Г. Е. Досифей (Глебов Диомид), бывш. еп. Ростовский и Ярославский // Православная Энциклопедия. М., 2007, т. XVI. (с.61)