Боевая повозка у древних египтян. Боевые колесницы. Освоение верховой езды и упадок колесниц

Нефертити - юная жена фараона. Ее удивительный портрет настолько потряс нас, людей XX века, что фотографию этой небольшой работы скульптора Тутмеса можно встретить почти в каждом доме. Лицо царицы стало привычным, им украшают витрины, его печатают на этикетках.

Но почему же именно в XV веке до нашей эры египетское искусство достигло такого расцвета?

Муж Нефертити - умный и отважный фараон Аменхотеп IV - открыто выступил против засилья жрецов. Придя к власти, он отменил культы всех прежних богов, перенес столицу в новое место, окружил себя талантливыми выходцами из простых людей.

Сторонник решительных перемен, он даже от имени своего отказался и принял новое - Эхнатон.

Саркофаг Тутанхамона. Египет. XIV в. до н. э

Под этим именем фараон-реформатор и вошел в историю.

После его смерти всесильные жрецы вновь прибрали Египет к рукам. Новая столица была разрушена, все реформы отменены, и даже имя ненавистного жрецам фараона было стерто с памятников. И только искусство сумело сохранить и воплотить в жизнь прогрессивные идеи, которым открыл дорогу Эхнатон.

Одно из таких произведений - портрет юной царицы.

Но откуда же взял силу фараон для борьбы с могуществом жрецов?

Такую силу немощному царю - как иногда называют его историки, поскольку фараон здоровьем похвастать не мог - давала конница, новый, только что возникший род войск.


Египетские лучники

Обычно египетское войско состояло из ополчения, которым командовали жрецы.

Они-то и вели войны, прежде всего ради собственного обогащения.

Естественно, на такую армию фараон опереться не мог.

Но начиная с XVII века до нашей эры все большее значение получает конница. А точнее - боевые колесницы.

Искусству управления боевыми колесницами египтяне научились у кочевников, нападавших на Египет из Ливии. Там же, на севере, были великолепные пастбища, оттуда вывозили коней в Египет.

Египетская колесница была по тем временам грозным оружием и сохранялась на вооружении почти полторы тысячи лет.

Эта небольшая двухколесная повозка, похожая на низенькую трибуну, запрягалась двумя конями. Вскакивали в нее сзади, и передняя стенка колесницы была своеобразным щитом для седоков (хотя, наверное, их нельзя так называть - в колесницах ездили стоя).

Конями управлял возница, а бой вел воин, стоявший рядом с ним, иногда их было двое. Они кидали дротики и стреляли из луков.


Коневоды готовят тяжелую колесницу к бою

Но не стрелы были самым страшным оружием конницы. К осям прикрепляли по две остро отточенных трехметровых бронзовых косы - они резали вражескую пехоту, как траву.

Косы покороче приковывались к переднему дышлу и расчищали коням дорогу. Можно себе представить, какое впечатление производила египетская конница, когда она вылетала из-за песчаных барханов, со свистом разрезая воздух смертоносными косами, сметая врагов со своего пути.


Фараон в битве. Колесницам удалось сокрушить пехоту врага, и теперь египтяне штурмуют стены

В Египте появился первый "кавалерийский" устав, где были детально разработаны команды и приемы маневрирования колесницами. Особенно славился удар "гнев фараона", когда колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были развернуться и промчаться по рядам от фланга к флангу.

Египтяне, вероятно, были одним из первых народов, которые начали планомерно выводить новые породы лошадей. Там, в сумраке фараонских конюшен, и началось таинство создания непревзойденной арабской лошади: собирание, отшлифовка ее скаковых качеств.


Битва конницы. Египетские колесницы атакуют в правильном строю. Кони противника, не укрытые защитными попонами, убиты лучниками

Только оседлый народ, с развитой экономикой, с сильным государственным строем мог взяться за такое сложное и дорогое дело.

Кони на египетских фресках отдаленно напоминают современных "арабов".

Тот же легкий скок, те же некрупные копыта, высоко посаженная голова, горделивый рисунок контура. Вот мчатся они на свирепых львов, и стройный фараон поражает зверей стрелами.

А вот и наша знакомая - красавица Нефертити - в сцене парадного царского выезда.

Она следует на своей колеснице за фараоном, легко сдерживая горячих коней.

Каким грациозным движением она вздымает кнут!

Древнейшие памятники культуры — письмена, изображения — дают богатый материал для того, чтобы проследить, как у человека появились колесницы.

Каким бы странным это ни показалось современному человеку, но были времена, когда люди не знали колеса! Правда, времена очень давние. Уже существовали первые в мире крупные государства Месопотамия и Египет, уже многое было известно людям, много открыто и придумано, а вот колеса люди не знали.

Конечно, были в те времена тяжести, которые надо было как-то перевозить. Но как повезешь, если нет транспорта? И тяжести не возили, а волокли по земле. Тянули волы, тянули коровы, тянули люди. Тянули просто по земле. Потом тяжести стали класть на специальные полозья вроде лыж. Это, конечно, облегчало передвижение тяжестей, но все равно было неудобно.

От трения о землю полозья иногда сильно нагревались, иногда даже загорались. Приходилось специально идти перед полозьями и поливать землю водой. И вот однажды кому-то пришло в голову... По этому поводу существует много легенд, всяких предположений и версий. Рассказывали, что какой-то фараон или другой правитель в какой-то восточной стране сидел в саду и однажды увидал, как ветер покатил оторвавшийся цветок. Цветок катился колесом. И тогда...

Нет, пожалуй, это легенда. Так же, как легенда то, что колесо было придумано жрецами, наблюдавшими катящиеся по небу круги солнца и луны. Просто, возможно, кто-то однажды догадался положить под груз вместо полозьев-лыж круглые бревна. Возможно, этот человек не придал особого значения своему поступку. Но в тот момент он совершил грандиозное открытие, которое, возможно, стало поворотным моментом в истории человечества, — он изобрел колесо.

Дальнейшее уже было делом техники: люди усовершенствовали это бревно — уменьшили его длину, довели его до минимума и увеличили диаметр. Потом кто-то догадался соединить два кружка осью. А кто-то додумался приладить к оси площадку. И появилась повозка. Это произошло пять-шесть тысяч лет назад в странах Двуречья, то есть в странах, лежащих в долине между реками Тигр и Евфрат.

Но лошади тогда там еще не было, и повозки тянули ослы или быки. Со временем повозки совершенствовались, и мы сейчас знаем, что с начала третьего тысячелетия до нашей эры в Двуречье существовали уже грузовые и боевые колесницы. Затем они проникли в другие страны.

Правда, некоторые историки считают, что повозки были изобретены самостоятельно и в Месопотамии, и на Кавказе, и в евразийских степях. Но, судя по тому, что во всех этих местах повозки были одинаковой конструкции, а также потому, что их части и детали назывались одинаково, надо полагать, что все-таки центр происхождения у них один. Другое дело, что колесницы постоянно усовершенствовались.

Так, например, если в Месопотамии поначалу колесницы были тяжелыми и представляли собой платформы, на которых находились стрелки, то в Египте это уже были легкие, маневренные повозки, приспособленные не только для стрелков. Они и сами по себе являлись грозным орудием. О том, какое значение в древнем мире придавалось колесницам, запряженным лошадьми, мы можем судить по многим фактам.

Например, в Египте для изготовления колесниц использовались вяз, сосна, ясень, береза. Если же вспомнить, что береза не растет южнее Трапезунда и Арарата, то станет ясно, что материал этот доставлялся издалека. А в те времена это была нелегкая задача, и решать ее можно было только для очень важных дел.

Любопытное открытие сделали исследователи на острове Крит — там было найдено около пятисот колесниц. Для чего жителям Крита столько колесниц — непонятно, потому что сам остров гористый и на колесницах там ездить почти невозможно. Немецкий ученый Г. Бокиш высказал предположение, что колесницы на Крите изготовляли «на экспорт».

Убедительным доказательством значения колесниц и лошадей в то время служат канонические фразы, которыми начинались письма правителей разных стран друг другу:

«Я благополучен, да будет благоденствие тебе, твоим женам, твоим друзьям, твоей стране, твоим вельможам, твоим коням, твоим колесницам».

Это и понятно: ведь появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Колесницы становятся главной ударной силой в армиях, они решают не только исходы отдельных сражений — они решают судьбы целых государств.

Прекрасное и точное описание боевых действий колесниц мы можем найти у Гомера. Но началась «слава» колесниц в Египте и Хеттском царстве, которое было некогда расположено в Малой Азии. Египет и Хеттское царство были постоянными соперниками в борьбе за господство в Передней Азии, они постоянно воевали друг с другом и постоянно совершенствовали свои войска. Естественно, что совершенствовали они и колесницы.

Рано или поздно государства эти должны были сойтись в решительном сражении. И оно произошло по одним данным в 1312-м, по другим — в 1296 году до н. э. К этому времени и у египтян, и у хеттов были усовершенствованные колесницы, и они сыграли решающую роль в битве вблизи города Кадет (в истории она так и называется — «битва при Кадеше»), который находился на территории теперешней Сирии. Битва при Кадеше — первая в истории битва, ход которой можно проследить. Правда, объективно она освещена быть не могла, так как знаем мы о ней со слов личного летописца египетского фараона Рамзеса II. Но все-таки это описание дает нам представление о происшедших событиях и показывает роль боевых колесниц.

Количество воинов в обеих армиях было одинаковое — примерно по двадцать тысяч пехотинцев с каждой стороны. Но главное — колесницы. Их было много: у хеттов — две с половиной тысячи, у египтян предположительно столько же. Колесницы объединялись в отряды по десять, тридцать и пятьдесят. К этому времени колесницы были усовершенствованы, имелись уже и «гражданские» и «военные».

До нас дошло изображение знаменитой египетской царицы Нефертити, едущей в очень элегантной колеснице. Во Флорентийском музее в Италии хранится очень изящная легкая колесница, обтянутая кожей с тиснениями и металлическими накладками. Это гражданские колесницы.

Исследователи нередко склонны "упрекать" ранние колесницы с дисковидными колесами и упряжкой из четверки онагров в малой маневренности. Однако тактических задач, требующих быстрого, и сложного маневра, перед ними и не ставилось: всесокрушающая лобовая и фланговая атака выполнялась ими, видимо, вполне удовлетворительно. Гоняться же за отдельными воинами не входило в их задачи.

Вместе с тем, судя по ряду изображений на печатях, ранние колесницы, использовались на охоте, где всадник в сопровождении собаки преследует какое-либо (именно одиночное!) животное, что, несомненно, требовало весьма быстрого и сложного маневра.

Боевые колесницы были, конечно, более мощными и крупными. Если хранящаяся в музее «гражданская» колесница имеет длину всего пятьдесят, а высоту всего семьдесят пять сантиметров, то боевые были метровой длины и более метра в высоту. Почти метровые колеса у них имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и — что очень важно — увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса.

Боевое применение колесниц особенно ярко видно на мозаичном изображении знаменитого "штандарта" из царского некрополя Ура середины III тысячелетия до н.э.Этапы боя последовательно развертываются слева направо на нижнем и далее среднем регистрах. Четырехколесные колесницы с дисковидными колесами 2-го типа и кузовом открывают сражение, расстраивая ряды противника, давя и калеча вражеских воинов. Кроме возницы в кузове находится боец с копьем и дротиками, И лишь за колесницами сомкнутыми рядами выступает "фаланга" воинов в доспехах, закрепляющая успех, после чего легкой пехоте остается добивать раненых"и вязать пленников.

Конями управлял возница — уважаемая в Египте личность. Рядом с ним стоял воин. Обязательно из знатного рода — только они сражались на колесницах, а рядовые — в пешем строю.

Не только были страшны воины на колесницах, но и сами колесницы. Концы выступающих осей были фактически острыми длинными ножами. Когда колесница врывалась в расположение врага, они скашивали людей, как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.

Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам — в дополнении к установке серпов и копий, те стали и защищать лошадей броней и поставили ещё серпы под осью вниз. Хотя это и снижало проходимость колесницы, но значительно повышало смертоносность экипажа при атаке. Ещё одной проблемой была прочность колёс — решалась она у разных народов по разному, но оптимума достигли именно персы, они начали делать цельнобронзовые колёса. Конечно, это несколько увеличило вес корпуса, но значительное увеличение прочности, а главное диаметра колеса, увеличить проходимость при той же скорости.

Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, и знаменитый маневр «гнев фараона» производил страшное опустошение в рядах противника. Суть этого маневра состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга. Хеттские колесницы были более мощными — на них стояло по три человека: кроме возницы еще и щитоносец, который прикрывал и возницу и воина. Воин же был не лучник, а копейщик. И у хеттов, и у египтян колесницу везли две лошади. (Имелась и третья — запаска!.)

Китай, кстати, пошёл несколько иным путём: колесницы из оружия наступательного постепенно стали становиться оружием оборонительным, — когда отряды в 5-7 колесниц начали выполнять роль «крепостных башен» в тех живых стенах, которыми перегораживала поля сражений пехота. Именно поэтому, дополнительные поражающие элементы на дальневосточных запряжках выполняли роль подвижных рогаток, а не предназначались для сокрушения вражеского строя.

Северо-восточная Индия, куда дошёл Александр Македонский, ещё не вооружилась тяжёлыми экипажами. Показательно, что в битве с царём Пором (Пуаравой), было только 300 лёгких колесниц, действующих совместно с конницей в русле традиционных индо-персидских тактических решений, что против Македонца было совершенно недостаточно.

Позднее, серпоносные колесницы в очень больших количествах встречались на вооружении армий диадохов. Они были значительно усовершенствованы по сравнению с персидским прототипом: стали более проходимы, получили возможность практически безопасно атаковать в лоб македонскую фалангу с длинными сариссами. К сожалению, описание войн диадохов сохранилось очень плохо, поэтому совершенно неизвестно, где и когда они использовались.

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии — на 200. В Египте конца II тысячелетия — на 50. В сухопутной армии Карфагена — даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и технологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в коляске трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Колесница на Ближнем Востоке играла важную роль в идеологическом плане. Будучи боевым средством высших слоев общества, обладая большой силой воздействия на противника, колесница сакралиэуется. Она служит и для парадных выездов правителей, и для охоты тех же правителей, несомненно также обладавшей сакральным значением. Наконец, она "сопровождает" правителей в "загробную жизнь".

В древности боевые колесницы играли в сражениях весьма существенную, а подчас и решающую роль; они были вытеснены с поля битвы только к середине I тысячелетия до н.э. в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, а к рубежу нашей эры — в Западной Европе. В Китае же и ЮВА они применялись вплоть до зрелого средневековья.

Тактическая роль их в бою может быть сопоставлена с ролью танков в войнах XX в. Основная задача их заключалась в осуществлении прорыва и внесении беспорядка в ряды противника, уничтожении его живой силы колесничными воинами-стрелками, копейщиками, дрото-метателями. Колесницы служили прикрытием к опорой пехоте.

Пожалуй, основная боевая ценность колесницы состояла в психологическом воздействии, а именно в приведении противника в состояние паники, шока, что характерно и для действий конницы в более позднее время.

Колесница

КОЛЕСНИ́ЦА -ы; ж.

1. У древних греков и римлян: двухколёсная повозка, употреблявшаяся при боевых действиях, для спортивных состязаний. Боевая к. Беговая к.

2. В старину: богато разукрашенный колёсный экипаж, которым пользовались для торжественных выездов. Триумфальная к. Погребальная к.

Последняя спица в колесни́це. О том, кто не имеет никакого влияния, значения, играет самую незначительную роль в чём-л. Пятое колесо в колесни́це. О ком-, чём-л. совершенно бесполезном, ненужном.

Колесни́чный, -ая, -ое. К-ая упряжка. К-ые бега.

колесни́ца

древняя двух- или четырёхколёсная повозка. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Известна в Передней Азии с 3-го тысячелетия до н. э. Первоначально запрягалась куланами, онаграми, мулами. Во 2-м тысячелетии до н. э. распространились боевые колесницы, запряжённые лошадьми. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты. Колесницы применялись также в спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях.

КОЛЕСНИЦА

КОЛЕСНИ́ЦА, древняя двух- или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. Колесница применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты.
Первые сведения о боевых колесницах относятся ко времени правления ассирийского царя Тугултипалесарра (1130-е годы до нашей эры). В армиях стран Древнего Востока применялись двух- или четырехколесные колесницы, запряженные одной, двумя или четырьмя лошадьми. В бою в колеснице размещались копьеметатели и стрелки из лука. В армиях Западной Европы в средние века использовались колесницы с высокими прочными бортами, за которыми укрывались стрелки и даже легкие орудия, стрелявшие через специальные бойницы.
Двухколесная колесница представляла собой небольшую деревянную площадку на двух колесах, к которой наглухо прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесниц обшивались кожей, что защищало от стрел ноги экипажа. К кузову колесницы прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов - лучника и возницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярных войск. При метании с колесницы копья дальность его полета увеличивалась на 50%. Такие колесницы применялись в древнем Вавилоне, Ассирии, Египте, античной Греции, Карфагене, Риме.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "колесница" в других словарях:

    В Египте … Википедия

    КОЛЕСНИЦА, колесницы, жен. 1. В древности двухколесный экипаж с дышлом для боевых целей (ист.). Боевая колесница. Герои гомеровских поэм сражаются на колесницах. 2. Богато разукрашенный колесный экипаж для торжественных выездов (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

    Не последняя спица в колеснице, пятая спица в колеснице... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. колесница сущ., кол во синонимов: 8 бига … Словарь синонимов

    Древняя двух или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей; применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Боевые колесницы… … Большой Энциклопедический словарь

    КОЛЕСНИЦА, ы, жен. В старину: большой колёсный экипаж. Боевая к. (у древних греков и римлян). Погребальная к. | прил. колесничный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Колесница - (chariot), быстроходная двух или четырехколесная повозка на конной тяге. Первоначально К. предназначались для воен. действий, образцом для них послужили боевые повозки шумеров (ок. 2500 г. до н.э.) с четырьмя колесами, запрягавшиеся онаграми… … Всемирная история

    Пассажирская повозка, где конь служит в качестве солярного, духовного средства передвижения. Коляски, движимые белыми или золотыми конями или же чем то вроде грифонов, являются атрибутами богов Неба, которые движут повозку Солнца по небу.… … Словарь символов

    Currus, 1. arcuatus, колесница, покрытая полотном, которою пользовались главным образом flammes. Liv. 1, 21; 2. С. falcatus, αρμα δρεπανηφόρον, боевая колесница, со всех сторон окруженная длинными, острыми серпами, которую… … Реальный словарь классических древностей

    Разновидность колесной повозки, применявшаяся при боевых действиях, для триумфальных, ритуальных и погребальных процессий, а также для спортивных состязаний. Ритуальные и боевые К. встречаются при раскопках богатых могил конца 3 го… … Большая советская энциклопедия

    Колесница - евр. рехев Колесница. Уже в книгах Моисеевых мы читаем о колесницах для людей и для перевозки товаров. Иосиф послал из Египта в Ханаан колесницы для перевозки своего отца и домашних (Быт. 45:19 и дал.). В Чис. 7:3 и дал. говорится о повозках для… … Словарь библейских имен

Книги

  • Колесница Времен. Цикл фантастических повестей , Гинцарь Виталий. Колесница Времен - антиутопический цикл, связанных между собой, фантастических повестей о будущем человечества, каждая из которых описывает разные периоды его существования. Периоды взлетов и…

Колесницы часто ассоциируются с древней египетской цивилизацией. Их использовали в качестве оружия во время Нового царства. Многие считают колесницу супероружием древнего мира. /сайт/

Некоторые полагают, что колесницы были созданы во время вторжения гиксосов (хотя нет никаких фактических доказательств в поддержку этой гипотезы). История колесницы, однако, началась за тысячу лет до её появления в древнем Египте. Нужно отправиться на запад Египта, чтобы обнаружить её древние корни.

В 1927-1928 гг. британский археолог Леонард Вулли проводил раскопки королевского кладбища Ура, расположенного на территории современного Ирака. Он обнаружил артефакт, известный сегодня как королевский стандарт Ура (третье тысячелетие до нашей эры). На одной стороне этого артефакта изображена месопотамская военная машина, похожая на четырёхколесную повозку, которую тянут четыре осла. Художник даже показал, как используется это оружие, изобразив его в различных состояниях движения. Ослы сначала идут, потом бегут, а затем скачут. Для уточнения, что это было оружие войны, художник добавил растоптанных врагов под колесницей. Это одно из самых ранних известных изображений колесницы, хотя она сильно отличается от тех, которые использовались египтянами. Помимо того, было четыре, а не два колеса, другое отличие в том, что колеса месопотамских колесниц были сплошными, а не со спицами. В некотором смысле это можно рассматривать как протоколесницу.

Археологи Е Лоуренс и Леонард Вулли перед плитой хеттов на раскопках в Кархемише близ Алеппо, до начала Первой мировой войны. На плите изображён лучник на колеснице. Фото: Wikimedia Commons

Стандарт Ура, XXVI века до нашей эры. Нижняя панель показывает колесницы в действии. Фото: Public Domain

Принято считать, что конструкция колеса была в дальнейшем усовершенствована на Ближнем Востоке, колесница стала такой, с какой мы больше знакомы сегодня. Изображение колесницы можно видеть, например, на анатолийских печатях второго тысячелетия до нашей эры. В отличие от своих месопотамских предшественников, эти колесницы имеют колёса с четырьмя спицами. Авторы археологического исследования предположили, что этот этап развития колесниц проходил в более ранние времена в степях Евразии. Раскопки курганов культуры Синташта-Петровка дали объекты, напоминающие части колесницы. В то время как сама колесница сгнила и превратилась в пыль, нижние части колёс оставили отпечатки на земляном полу погребальной камеры. Некоторые части колесницы сохранились. Археологи отметили, что эта колесница, возможно, была использована не в военных походах, а в ритуальных гонках, которые были обычной арийской практикой.

Кибела в колеснице со львами (справа). Выше бог Солнца и небесные объекты. Ай Ханум, Бактрия (Афганистан), 2 г. до н.э. Фото: Public Domain

Колесница была больше, чем просто эффективной машиной для убийства. В IX веке до нашей эры колесницы использовались в составе ударных войск ассирийцев. Позже колесницы на поле боя заменила более эффективная кавалерия. Тем не менее колесницы ещё сохранились у ассирийцев. Вместо военных кампаний их использовали в различных церемониях.

Сцена из Ашурбанипала (668-627 гг. до н.э.), взятие эламского города Hamaru. Ассирийская колесница с возницей и лучником, которых защищают щитами воины. Ассирийский рельеф из Ниневии, алебастр, около 650 г. до нашей эры. Фото: Wikimedia Commons

На рельефе, украшающем зал во дворце Ашурбанипала в Ниневии, изображён царь на колеснице (увенчанный зонтом) во время депортации врагов. Другой рельеф из дворца показывает, что колесницы также использовались ассирийцами во время охоты львов. В египетской гробнице Амарна есть рельеф, на котором изображён фараон Эхнатон и его жена Нефертити, едущие на колеснице.

Рамзес II в битве при Кадес едет на колеснице (рельеф в Абу-Симбел). Фото: Public Domain

Другие фараоны, однако, использовали колесницы во время войны. Самым известным, возможно, является Рамсес II. В битве при Кадес, и у египтян, и их врагов хеттов, были колесницы. Колесницы египтян, однако, сильно отличались от колесниц хеттов. Египетские колесницы были легче и быстрее.

Битва на колесницах, Каркемиш, IX век до нашей эры; базальтовый рельеф. Фото: Wikimedia Commons

Египетские колесницы использовались в основном для защиты пехоты, и территории Египта и Ханаана не подходили для развёртывания тяжёлых колесниц. Египетские колесницы использовались в качестве мобильных платформ для ведения огня. Воины на колеснице были вооружены луками и стрелами, а также несколькими короткими копьями, они обрушивали на врага град стрел. Кроме того, колесницы также идеально подходили для того, чтобы догонять и поражать бегущего противника.

Большинство людей знают об использовании колесниц в древности на Ближнем Востоке, меньше известно о том, что колесницы были и в других древних государствах. Об этом мы расскажем в следующей статье.

История

Изобретение колесниц

Колесницы были древнейшим способом использования лошадей на войне, а также древнейшим видом военной техники вообще. Как свидетельствуют древнейшие модели запряжек и Тель-Халафское изображение, появились они около второй половины четвёртого тыс. до нашей эры.

Для создания колесниц требовалось два изобретения: возможность управлять животными из кузова и колесо. Их-то, предположительно, изобрели шумеры . Первоначально, тягловой силой были ослы и онагры. Самым ранним вариантом "боевой колесницы" был транспортный возок-арсенал, возимый на поле боя за командиром и лучшими воинами. Но достаточно быстро "прото-колесничие" оценили преимущества передвижения на поле боя перед собственно рукопашной схваткой - они сели в кузова, которые продолжали возить возницы-щитоносцы. В момоент рукопашной, возницы держали повозку возле места боя и подавали своим "рыцарям" новое вооружение взамен сломаного (медь, камень и непрочное дерево легко ломались). Для повышения мобильности возничих так же начали усаживать в кузова запряжек. Это была первая функция боевых колесниц - транспортная.

Одновременно с транспортно-маневренной функцией у нового рода оружия появилась и вторая: при сближении с противником воины из кузовов запряжек могли метать дротики и стрелять из лука (в Междуречье этого периода лук был крайне редким оружием, только после изобретения аккадского треугольного лука это оружие стало весьма массовым). То есть, запряжка стала "подвижной огневой точкой".

Тогда же появилась и третья функция боевых колесниц - ударная. Она появилась в середине третьего тыс. до н. э. как ответ на появившуюся месопотамскую протофалангу. ударные колесница имели двухместный кузов и была двухосными, в отличие от более раннеих одноосных. Они включали такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. К колеснице крепилась коробка с запасом дротиков .

Изображение шумерской ударной колесницы, Урский штандарт, ок. 2500 г. до н. э.

Основным оружием этой колесницы был не воин, а дышло и копыта животных. Хотя эта колесница и не могла ещё развить высокую скорость, удар по достаточно плотному пехотному строю его опрокидывал.

Отметим, что после установления в 23 в. до н. э. власти династии Аккаде, в связи с изменением структуры армии в Междуречье превалирующими функциями боевых запряжек стали стрелковая и транспортная.

Следующим революционным для боевой колесницы шагом было изобретение удил. До этого ослы управлялись калькой с бычей упряжки. Именно то позволило запрячь в колесницу лошадей (ослов гор, как их называли в Междуречье), которые как домание животные стойлового содержания (верховой езды ещё не было - следовательно невозможно табунное разведение) были известны скотоводам степи и лесостепи Евразии уже несколько сот лет.

Именно конная упряжка создала из колесницы грозное и всесокрушающее оружие, встяхнувшее всю Ойкумену. Произошло это в первой четверти второго тыс. до н. э. Именно тогда колесница перестала быть локальным явлением Междуречья с стала вершительницей судеб народов - арии на "громовых запряжках" ворвались в долину Инда, шаньцы в 18 в.до н. э. захватили Китай (вернее центральную часть нынешнего Китая), в Европе носители культуры терра-мар и иже с ними значительно потеснили автохтонов в горы и леса. Египту так же досталось, но не от степняков Евразии, а от ближневосточных кочевников (гиксосов), весьма быстро принявших на вооружение конные колесницы.

Именно сплав месопотамской колесницы и "арийской" лошади создали "классическую" колесницу. Вероятно, центров появления конной боевой колесницы было два: север Балкан (Баденская культура) и раён северо-восточного Ирана. Недавно найденные на Южном Урале захоронения с колесницами позволили чётко увязать ближневосточные и дальневосточные запряжки начала второго тыс. до н. э. Как известно, арийские племена хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах. Древнейшая известная ученым колесница классического типа не из Междуречья обнаружена в районе Кривого Озера (Челябинская область), на археологическом объекте синташтинской культуры, и датируется 2000 г. до н. э.

Арийский способ боя, с достаточно большей долей вероятности можно реконструировать как смесь транспортной и стрелковой функций, благо высокая скорость запряжек (в Иране на рубеже 3-го - 2-го тыс. изобрели колесо со спицами (по крайней мере, самое раннее изображение такого колеса именно оттуда)) этому весьма способствало. Судя по археологическим данным "раннебалканский" вариант применения колесниц имел достаточно глубокие "шумерские" корни - боевые запряжки через Малую Азию в Южную Европу попали именно в варианте двуосников, да и позднее кельты - прямые наследники Баденской культуры, помимо одноосных "восточных" типов колесниц до самого позднего времени использовали двуосные "боевые телеги", причём в ударном варианте (Тит Ливий кн. 10).

Египетские колесницы

Кавалерия Древнего Египта

Начиная с середины второго тыс. до н. э. "арийская" традиция применения боевых колесниц начала дифференцироваться на "восточную" и "западную". Отличительной особенностью "восточной" стало то, что главной функцией "кшатриев" стал дистанционный обстрел противника из лука, а спешивание осуществлялось как второстепенный приём. (Махабхарата, Сыма-Цянь Исторические записки, Древнеегипетские изображения, особенно в Карнаке и Луксоре).

"Западная" традиция наоборот, стала "драгунской", при стрельбе и метании с колесниц как вспомогателных действиях (Илиада, греческие мзображения Микенского периодов, Пилосский архив).

Отсутствие в "арийской" традиции ударного элемента обусловлена отсутствием в этот период цели для подобных колесниц - в Евразии первой половины второго тыс. до н. э. практически не было строёв, подобных фаланге. Исключение составлял Египет со своей знаменитой пехотой, но туда не добрался даже отголосок шумерских двуосников. Поэтому новое изобретение ударной колесницы в этом регионе случилось только через тысячу лет.

При гиксосских фараонах , и после свержения этой династии, главной силой египетского войска стали двухместные колесницы, подобные тем, что в ту пору составляли и ядро месопотамских армий, перевооружённых на "арийский" лад.

15 мая 1468 до н. э. состоялась первая документированная битва в истории -Мегиддо где египетский фараон Тутмос III сражался против ханаанских царей. Блестящий полководец, лично возглавляя размещенные по центру боевые колесницы , наголову разбил разрозненные сирийско-палестинские войска.

Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

В конце второго тыс. до н. э. человечество освоило верховую езду. это не отменило боевые колесницы, тем более, что и способы применения, и возможности у этих родов войск были разные. Но с экономической точки зрения кавалерия нанесла сокрушительный удар по колесницам: два всадника хот и куда менее эффективны чем одна колесница, но несравнимо дешевле. В кочевой среде это сразу же уничтожило колесницу - даже путём неимоверного напряжения всех производственных сил запряжками можно было обеспечить не более 10% воинов, а вообще и меньше - при захвате шаньцами среднего течения Хуанхэ на 6000 пехоты приходилось всего 200 запряжек. А посадив всех 6400 человек на лошадей можно было получить невероятно мобильный, хотя и не очень сильный отряд (как показал опыт противостояния того же Китая и кочевников, когда войска сходились в стратегически равных условиях(все одинакого сыты отдохнувши и здоровы), 6000 пехоты и 200 колесниц всегда били 10000 всадников, другое дело, на то они и кавалеристы, чтобы вступать в бой только тогда, когда пехотинцы падали с ног тот усталости, а лошади запряжек от бескормицы).

Именно поэому звезда "классических" колесниц начала постепенно клонится к упадку: "западно-арийский" вариант быстрее, "восточно-арийский" медленнее.

С военной точки зрения отказываться от колесниц было полной бессмыслицей, но когда в Греции, а затем и в Италии исчезла социальная группа, выезжающая в битву на колесницах, умерли и колесницы. И тут даже дело не в появлении классической фаланги - в той же Италии класическое манипульное построение создавалось именнодля взаимодействия с собственными колесничими частями, а в ближнем бою легион великолепно перистраивался в единый строй, а исключительно в социально-экономических причинах.

Показательно, что южные кельты (галлы) и островные (британцы и ирландцы) прекрасно сохранили и развили навык колесничего боя, сплавив воедино шумеро-малоазиатские и аккадо-арийские принципы их применения, к тому же с прибавлением очень сильной кавалерии именно потому, что вплодь до римского завоевания (а в ирландии и до скандинавского) у них сохранилась не просто богатая (всадники), а очень богатая (колесничие) и многочисленная знать. Например, после второй высадки Цезаря в Британии и неудачных для островитян авангардных боёв пехота британцев была распущена по домам, а сопртивлялись летучие отряды, численность которых была такова: 6000 всадников и 4000 колесниц (Гай Юлий Цезарь Записки о галльской войне). И римлянам было очень сложно с ними бороться - конница отсекала лёгкие силы, колесницы при сближении испеользовались как стрелковые помосты, а при прямой атаке или обороне воины из кузовов спешивались и строились в фалангоподобный строй, легко опракидывающий растянутого или огорошеного противника. Сложился устойчивый тандем: лёгкая колесница - кавалерия.

"Восточно-арийский" способ применения колесниц сдал свои права только в тех регионах, где не было развитой экономики - в Китае колесницы благополучно просуществовали как полноправный род оружия до монгольского завоевания, в Индии, в некоторых районах, итого позже, разумеется, они уже сильно отличались от первоначальной конструкции, но функцию подвижной стрелковой точки сохранили.

На Ближнем Востоке колесничим апофеозом стало время Новоассирийского царства, когда в грандиознейших битвах сходилась масса колесниц в два, а то и в три раза большая, чем под Кадешем - например в битве при Каркаре (8-й в. до н. э.) только со стороны антиассирийских союзников было почти 15000 колесниц, не считая остальных сил (более 40000 всадников и около 100000 пехоты). Судя по некоторым данным имено ассирийцы, воюя с египтянами, вновь изобрели ударные запряжки, но уже на принципиально ином уровне. Основным типом колесниц ассирийцев были запряжки четвернёй с увеличиным в размерах корпусом, в которых размещалось 3-4 воина, причём один из них обязательно был щитоносцем. Подобное "утяжеление" запряжек произошло ещё у потивников Египта хеттов.

Китай, кстати, пошёл несколько иным путём: колесницы из оружия наступательного постепенно стали становиться оружием оборонительным - когда отряды в 5-7 колесниц начали выполнять роль "крепостных башен" в тех живых стенах, которыми перегораживала поля сражений пехота. Именно поэтому, дополнительные поражающие элементы на дальневосточных запряжках выполняли роль подвижных рогаток, а не предназначались для сокрушения вражеских строёв.

Похожая тенденция наблюдалась и в центральной Индии, но там тяжёлые запряжки начали увеличивать в высоту и ставить позади традиционных индийских пехотных "цепей" (как по другому назвать этот строй, когда на один погонный метр фронта приходится 3-4 пехотинца).

Но помимо тяжёлых стрелковых запряжек и в Индии, и в Китае продолжали бытовать лёгкие, тактически соединённые со всадниками, как это практиковалось и в кельтской Британии. Надо заметить, что тандем: лёгкие запряжки - конница был у лидийцев и в Урарту.

Надо отметить, что в Греции колесничая традиция не подверглась полному забвению - на севере в Беотии и Фессалии колесничие формироваия посуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики Эней-тактик (4 в. до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою как раньше, а для быстрого оперативного маневра, когда непосредственно в сражении из кузовов колесниц делается подобие засеки оглоблями вперёд, а воины вместе с возницами создают единую фалангу.

Разумеется, помимо боевой функции колесницы выполняли сакральную, а в Европе ещё и спортивную. Недаром римский триумфатор въезжал в город на колеснице.

В транспортныхи спортивных колесницах ездили 1-2 человека. Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus . Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади , называлась biga (бига), три лошади - triga (трига), четыре лошади - quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа . Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус , который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до н. э. Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину. Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga ) или парой («бига», biga ), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но управлять такой "гроздью" было крайне сложно. В частности, Митридат Евпатор гордился тем, что на торжественных выездах он единолично управлял запряжкой из 16 лошадей (Аппиан).

Северо-восточная Индия, куда дошёл Александр Македонский, ещё не вооружилась тяжёлыми экипажами. покахательно, что в битве с царём Пором (Пуаравой, по Индийски), было только 300 лёгких колесниц, действующих совместно с конницев в русле традиционных индо-персидских тактических решений, что против Македонца было совершенно неприемлемо.

И в Китае, и в Риме примерно в одно и тоже время (3-5 вв. н. э.) на основе колесницы было создано специфическое оружие - подвижный лафет для лёгкой метательной установки, причём, если баллиста-арбалет были относительно небольшими, то расчёт полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу. Подобные конструкции, а частности в Европе дожили до позднего средневековья (итальянские "батареи" - повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с 1-2 лёгкими пушками).

Помимо использования колесниц в Китае и Корее в оборонительных целях, особенно против кавалерииности для защиты на марше и прикрытия лагеря в Средневековье и особенно активно в борьбе против киданей , военная мысль попыталась возродить пограничные конно-колесничие корпуса, но удачно реализовать этот замысел не удалось из-за недостачи лошадей (Школяр Китайская доогнестрельная артиллерия М.: Наука, 1980 г.).

Серпоносные колесницы

biga (бига)-Колесница для гонок

Решая проблему борьбы с вражеской лёгкой пехотой и кавалерией ассирийцы установили на ступицах колес колесниц длинные ножи, - так появились «серпоносные» или "косящие" колесницы. Серпы оказывали на противника не только сильное моральное воздействие но и поражала отряды лёгкой пехоты противника, взаимодействующие с вражескими запряжками. Следующим шагом стала установка остриёв копий на дышло - теперь колесница могла снова атаковать влоб регулярную тяжёлую пехоту.

Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам - в дополнении к установке серпов и копий, те стали и защищать лошадей броней и поставили ещё серпы под осью вниз. Хотя это и снижало проходимость колесницы, но значительно повышало смертоносность экипажа при атаке.

Ещё одной проблемой была прочность колёс - решалась она в разных народов по разному, но оптимума достигли именно персы, они начали делать цельнобронзовые колёса. Конечно, это несколько увеличило вес корпуса, но значительное увеличение прочности, а главное диаметра колеса, увеличить проходимость при той же скорости.

При правильном применении это оружие было чрезвычайно эффективно, но, к моменту нападения Александра Македонского на персидского колосса, ни о какой эффективности говорить не приходилось.

Позднее, серпоносные колесницы в очень больших количествах (многие сотни (Полибий)) встречались на вооружении армий диадохов . Они были значительно усовершенствованы по сравнению с персидским прототипом: стали более проходимы, получили возможность практически безопасно атаковать влоб македонскую фалангу с длинными сариссами. К сожалению, описание войн диадохов сохранилось очень плохо, поэтому совершенно неизвестно, где и когда они использовались. Плутарх в своём жизнеописании Деметрия Полиоркета подчёркивал, что он был настолько хорошим полководцем, что мог разбить и опрокинуть колесницы Антигона, что говорит о их высокой военной ценности. Позже колесницы с косами (серпами) применил Митридат Великий, в частности, с их помощью он полностью уничтожил войско легата Лукулла Триария в первой битве при Зеле. Через несколько лет на том же самом месте серпоносные колесницы сына Митридата Фарнака чуть было не уничтожили армию Юлия Цезаря. Путём невероятных усилий тому удалось победить (Аппиан, Митридатовы войны, Александрийская война анонимного автора). В римскую и парфянскую армии косящие колесницы не вписывались тактически, поэтому начался их упадок. Но, по некоторым данным (Шахнамэ, Чатран и маджатик) этот род войск возродился и в сасанидском Иране, и в средневековой Византии (Анна Комнин), но применялся не очень широко - стоимость такой колесницы была очень высокой, а если учитывать и сложность подготовки экипажей, то чрезмерно высокой и для Ирана, и для Византии.

Роль колесниц в армии

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии - на 200. В Египте конца II тысячелетия - на 50. В сухопутной армии Карфагена - даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и технологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в коляске трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Примечания

В Викисловаре есть статья «колесница »

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Боевые колесницы" в других словарях:

    Картина художника XIX века Ораса Верне на библейский сюжет Боевые верблюды верблюды, используемые в армиях античности и средневековья для перевозки грузов и всадников, а также непосредственно в бою. Содержа … Википедия

    Вплоть до Второй мировой войны мощь армий определялась не только людским, но и конным составом. Большая часть германской артиллерии перевозилась на гужевой тяге, а в Советской красной армии действовали крупные подразделения кавалерии. Но, если в… … Википедия